А. Ю. Малумов. Административное право

Предлагаемый учебник содержит характеристику правовых институтов (режимов, статусов и т. д.), которыми обладают те или иные субъекты административного права. В работе представлена четко структурированная общая часть административной науки в соответствии с программой курса и государственным образовательным стандартом.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников, служащих органов государственной и муниципальной власти.

Второе издание, дополненное и переработанное.

П. М. Ершов, Д. П. Звоненко, М. В. Иванов, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов Административное право

Часть I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 Предмет административного права

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет – тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе.

Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право – это право государства, необходимое условие его существования и функционирования.

Однако, на наш взгляд, было бы принципиально неверным отождествлять административное право исключительно с государством. Это в не меньшей степени и право индивидуума, личности, гражданина.

Административно-правовые нормы по своей природе направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснение многочисленных негативных явлений, объективно возникающих в них.

Административное право – это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса.

Многие административно-правовые нормы буквально «написаны кровью» и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики.

И наконец, именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

Мы далеки от рассуждений о недопустимости государственного насилия: российская действительность последних десятилетий слишком богата на примеры того, кто принимает у государства выброшенные средства принуждения, какими методами и какими «понятиями» решаются вопросы, которые в цивилизованном обществе должны решаться исключительно государством.

Поэтому, говоря о предмете административного права как отрасли, мы намеренно выделим следующие группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

1) отношения в системе «государство – общество – человек».

Для этих отношений в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов, прежде всего исполнительной власти, и должностных лиц.

Во многих случаях эти отношения возникают по инициативе государства, например, при привлечении лица к административной ответственности либо при установлении порядка осуществления тех или иных видов деятельности;

2) отношения в системе не только исполнительной, но и законодательной и судебной ветвей единой государственной власти;

3) спорным является вопрос о возможности административно-правовых отношений между гражданами. Традиционным считается, что возникновение подобных отношений невозможно по определению, что для них обязательным условием является наличие специального субъекта (органа или должностного лица исполнительной власти).

Однако есть позиция, с которой мы солидарны: возникновение таких отношений между гражданами возможно, например, в случае, когда один гражданин требует от другого прекратить нарушение общественного порядка. Подтверждение данного тезиса можно найти и в законодательстве. В частности, ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.

№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [1] определены права и обязанности организатора публичного мероприятия. Одной из обязанностей данного лица является обязанность требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст.

5 рассматриваемого Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Таким образом, организатор публичного мероприятия, не будучи наделен государственной властью, тем не менее обладает обязанностью и соответствующим правом требовать от иных граждан соблюдения общественного порядка. Другими словами, представляется корректным утверждение о том, что в данном случае имеет место административно-правовое отношение, ни одна из сторон которого не обладает статусом государственного органа или должностного лица;

4) особую группу отношений, урегулированных административным правом, составляют отношения, условно говоря, благочиния, обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности. Эти отношения имеют специфику, и, на наш взгляд, было бы некорректно «растворять» их в системе общих отношений в сфере исполнительной власти.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции.

При этом особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального, подчеркнем это слово, существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы.

Можно сколько угодно декларировать исключительность и важность положений конституционного и гражданского права, однако без системы, при которой декларативные положения названных отраслей станут претворяться в жизнь, и конституционные положения, и гражданско-правовые нормы останутся набором красивых деклараций.

Читайте также:  Комиссия по олценки домов граждан

Административное право

УЧЕБНИК

Д.П. Звоненко, а.Ю. Малумов, г.Ю. Малумов

Звоненко Дмитрий Петрович, юрист.

Автор и соавтор многочисленных публикаций
в российской деловой прессе (Журналы
«Главбух», «Консультант»,
«Консультант бухгалтера» и др.).

  • Соавтор ряда научно-практических
    комментариев, в том числе Комментария
    к Кодексу РФ об административных
    правонарушениях (2002) и Комментария к
    Трудовому кодексу РФ (2005).
  • Малумов Александр Юрьевич, кандидат
    юридических наук.
  • Управляющий партнер Адвокатского бюро
    «Малумовы и партнеры».
  • КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону «О
парламентском расследовании Федерального
Собрания Российской Федерации»
(постатейный) А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова
(под ред. С.Н. Бабурина) включен в
информационный банк согласно публикации
— Юстицинформ, 2007.

Автор более 50 научно-практических
публикаций в ведущих юридических и
экономических периодических изданиях.
Соавтор ряда книг и юридических пособий:
Комментарий к Арбитражному процессуальному
кодексу Российской Федерации (2003), Как
выиграть налоговый спор: 80 арбитражных
решений в пользу налогоплательщиков
(2005) и Комментарий к Федеральному закону
«О парламентском расследовании»
(2006).

  1. Малумов Георгий Юрьевич, юрист Адвокатского
    бюро «Крикунов и партнеры».
  2. До работы в адвокатском сообществе
    являлся сотрудником Управления
    экономической безопасности Правительства
    Москвы.
  3. Соавтор Комментария к Федеральному
    закону «О парламентском расследовании»
    (2006).

Предлагаемый учебник содержит
характеристику правовых институтов
(режимов, статусов и т.д.), которыми
обладают те или иные субъекты
административного права. В работе
представлена четко структурированная
общая часть административной науки в
соответствии с программой курса и
государственным образовательным
стандартом.

Авторский коллектив учел все последние
изменения в источниках административного
права: Кодексе РФ об административных
правонарушениях, федеральном и
региональном административном
законодательстве, распорядительных
актах органов государственной власти
и др.

Особое внимание уделено общим
вопросам правосубъектности государственных
органов после административной реформы,
органов местного самоуправления после
введения в действие Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
юридических и физических лиц.

Продемонстрирована основа для обеспечения
экономической безопасности хозяйствующих
субъектов в Российской Федерации.

Для студентов, аспирантов и преподавателей
высших юридических учебных заведений,
научных работников, служащих органов
государственной и муниципальной власти.

Часть I. Общие положения

Глава 1. Предмет административного права

Как и любая отрасль права, административное
право имеет свой предмет — тот круг
общественных отношений, который
регламентирован нормами данной отрасли.
Характерная особенность административного
права в том, что оно, по сути, в той или
иной степени участвует в регулировании
всего комплекса отношений в современном
обществе.

Традиционным в определении
предмета административного права как
отрасли является то, что оно как
совокупность правовых норм регулирует
общественные отношения в сфере
исполнительной власти (государственного
управления). Несомненно, административное
право — это право государства, необходимое
условие его существования и функционирования.

Однако, на наш взгляд, было бы принципиально
неверным отождествлять административное
право исключительно с государством.
Это в не меньшей степени и право
индивидуума, личности, гражданина.

Административно-правовые нормы по своей
природе направлены на оптимизацию
общественных процессов, вытеснение
многочисленных негативных явлений,
объективно возникающих в них.

Административное право — это и право на
жизнь и защиту, и право на обжалование,
и право на то, чтобы быть услышанным
государством и обществом. Существенная
часть норм данного права призвана
обеспечить функционирование человека
и общества в сложных системах, во
взаимодействии с техническими достижениями
прогресса.

Многие административно-правовые
нормы буквально «написаны кровью»
и направлены на то, чтобы не допустить
трагических повторений. Таковы всем
известные Правила дорожного движения,
правила эксплуатации многих видов
техники, требования к функционированию
некоторых отраслей экономики.

И наконец,
именно административное право приводит
в действие механизм государственного
принуждения, обеспечивает государственную
монополию силы.

Мы далеки от рассуждений
о недопустимости государственного
насилия: российская действительность
последних десятилетий слишком богата
на примеры того, кто принимает у
государства выброшенные средства
принуждения, какими методами и какими
«понятиями» решаются вопросы,
которые в обществе должны решаться
государством.

Поэтому, говоря о предмете административного
права как отрасли, мы намеренно выделим
следующие группы общественных отношений,
регулируемых нормами данной отрасли:

отношения в системе «государство —
общество — человек». Для этих отношений
в большинстве случаев характерно
обязательное участие государства в
лице его органов, прежде всего
исполнительной власти, и должностных
лиц. Во многих случаях эти отношения
возникают по инициативе государства,
например при привлечении лица к
административной ответственности;

отношения в системе не только
государственной власти, прежде всего
исполнительной, но и законодательной
и судебной ветвей единой государственной
власти;

спорным является вопрос о возможности
административно-правовых отношений
между гражданами.

Традиционным считается,
что возникновение подобных отношений
невозможно по определению, что для них
обязательным условием является наличие
специального субъекта (органа или
должностного лица исполнительной
власти).

Читайте также:  Как признать супруга ограниченно дееспособным и каковы последствия

Однако есть позиция, с которой
мы солидарны: возникновение таких
отношений между гражданами возможно,
например, в случае, когда один гражданин
требует от другого прекратить нарушение
общественного порядка;

наконец, особую группу отношений,
урегулированных административным
правом, составляют отношения, условно
говоря, благочиния, обеспечения соблюдения
общественного порядка и безопасности.
Эти отношения имеют специфику, и, на наш
взгляд, было бы некорректно «растворять»
их в системе общих отношений в сфере
исполнительной власти.

Как и любая отрасль права, административное
право выполняет регулирующую и
охранительную функции.

При этом
особенностью регулирующей функции
административного права является то,
что оно является необходимым условием
реального, подчеркнем это слово,
существования иных отраслей права,
создает своего рода инфраструктуру, в
которой реализуются их нормы.

Можно
сколько угодно декларировать
исключительность и важность положений
конституционного и гражданского права,
однако без системы, при которой
декларативные положения названных
отраслей станут претворяться в жизнь,
и конституционные положения, и
гражданско-правовые нормы останутся
набором красивых деклараций.

Календарно тематический план Административное право право 2 курс

  • Министерство образования и науки Ульяновской области
  • Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
  • «Ульяновский электромеханический колледж»

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Заместитель директора по УР

___________Э.Х. Зинятуллова

  1. «____»________20___г.
  2. У Т В Е Р Ж Д А Ю
  3. Заместитель директора по УР

___________Э.Х. Зинятуллова

  • «____»________20___ г.
  • У Т В Е Р Ж Д А Ю
  • Заместитель директора по УР

___________Э.Х. Зинятуллова

  1. «____»________2016 г.
  2. К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
  3. учебной дисциплины ОП.03 Административное право

Специальности 40.02.01 Право и организация социального

обеспечения базовой подготовки

Преподаватель _____________________ А.О. Семенов

  • подпись
  • группа: ПСО21
  • Учебный год: 2016/2017 семестры: 2
  • УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
  • Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим рациональной организации образовательного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами, а также дающим возможность осуществлять систематический контроль выполнения программы и равномерную загрузку обучающихся.
  • В графе 1 «№ занятия» последовательно проставляются номера занятий, которые должны соответствовать занятиям, зафиксированным в журнале учебных занятий по соответствующей дисциплине.

В графе 2 «Вид занятия» указывается вид занятия: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок( в том числе комбинированный – КУ), лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий(п. 24 (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования);

тип занятия: усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний; совершенствование ЗУ (знаний, умений), проверка и оценка ЗУ; или формирование ЗУ, или применение ЗУ;

В графе 3 — указывается наименование разделов и тем дисциплины.

В графе 4 «Количество часов» определяется количество часов, которые необходимо затратить на изучение соответствующих дидактических единиц. Количество времени на одно занятие — 2 часа.

  1. В графе 5 «Формы контроля знаний» указываются формы проведения контроля знаний обучающихся.
  2. В графе 6указывается название основного учебника или пособия, страницы по учебнику, рекомендуемые обучающимся для самоподготовки.
  3. В графе 7 указываются задания, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся и сроки их выполнения.
  4. Формы контроля:
  • опрос (устный и письменный),
  • тестирование,
  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа,
  • внеаудиторная самостоятельная работа,
  • зачет (устный, письменный),
  • домашнее задание,
  • творческое задание,
  • реферат,
  • доклад,
  • диктант,
  • сочинение,
  • отчет по практическому занятию или лабораторной работе,
  • семинар,
  • дифференцированный зачет,
  • экзамен,
  • Экзамен квалификационный
  1. Заполнение календарно-тематического плана по дисциплине производится только после тщательного анализа учебной программы, исходя из опыта работы преподавателя. При планировании необходимо предусмотреть повторение учебного материала, проведение зачетов и контрольных работ.

  2. Календарно-тематический план составляется на учебный год по семестрам, рассматривается предметно- цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.

  3. В случае, если в последующие 1-2 учебных года в календарно-тематический план не вносятся существенные изменения, то он повторно рассматривается на заседании ПЦК и утверждается заместителем директора по учебной работе.

  4. В зачетную книжку выставляется максимальная учебную нагрузка за семестр с учетом часов на самостоятельную работу.

  • Календарно-тематический план
  • ОП 03 Административное право
  • Специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки
  • КТП составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной
  • А.О. Семеновым_______________
  • Ф.И.О. разработчика
  • и утвержденной ПЦК «математических, экономических и правовых дисциплин «29 » августа 2016 г.
  • Распределение времени по видам работы
  • СР№
  • п/п
    • По учебному плану (всего аудит.занятий), из них:
  • Рассмотрение плана в ПЦК

Читайте также:  Нарушения налоговыми органами требований административного процесса и оценка этих нарушений судами

На 2016/ 2017 уч. Год

Для _________ курса

группы

  • На 20__/ 20__ уч. Год
  • Для _________ курса
  • группы
  • На 20__/ 20__ уч. Год
  • Для _________ курса
  • групп
  • Рассмотрен на заседании ПЦК
  • Протокол № 1
  • от 29 августа 2016 г
  • Рассмотрен на заседании ПЦК
  • Протокол _____от_____20__г
  • Рассмотрен на заседании ПЦК
  • Протокол _____от_____20__г
  • Председатель ПЦК
  • /подпись/
  • Председатель ПЦК
  • /подпись/
  • Председатель ПЦК
  • /подпись/
  • Наименование разделов и тем
  • Самостоятельная работа обучающихся
  • Раздел 1. Государственное управление, исполнительная власть, административное право 12 ч.
  • Тема 1.1. Государственное управление и исполнительная власть 8 ч.
  • Государственное управление и исполнительная власть. Предмет, метод и система административного права
  • СР № 1:
  • Составление таблицы «Признаки исполнительной власти
  • Система, функции, источники административного права.
  • СР № 2:
  • Подготовка доклада «Анализ административного права в ОУ»
  • Практические занятия №1. Составление сравнительной таблицы «Соотношение органов исполнительной власти с законодательной и судебной»
  • Тема 1.2. Административно-правовые нормы
  • Административно-правовые нормы Понятие, виды и особенности
  • СР № 3:
  • Решение ситуационных задач
  • Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений
  • СР № 4:
  • Анализ Административного кодекса субъекта и КоАП РФ и определение различия административных отношений, регулируемых этими законодательными актами
  • Практические занятия № 2
  • Решение ситуаций по теме «Особенности административных отношений»
  • Раздел 2. Субъекты административного права 18 ч.
  • Тема 2.1 Субъекты административного права
  • Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
  • СР № 5 Подготовка сообщений :
  • — Определение взаимосвязи по административному статусу граждан по конституционному, административному и гражданскому праву
  • Практические занятия № 3
  • Составление таблицы по Конституции РФ «Права и обязанности граждан»
  • Органы исполнительной власти. Государственные и муниципальные служащие
  • 6 Подготовка сообщения на тему: «Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих»
  • Практическое занятие № 4 Составление сравнительных таблиц «Дисциплинарная и материальная ответственности государственных служащих и вольнонаемных работников» по законам о государственных служащих и Трудовому кодексу РФ.
  • Тема 2.2. Органы исполнительной власти — как субъекты административного права 10 ч.
  • Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления
  • СР №7 Подбор примеров, характеризующих содержание функций органов исполнительной власти РФ и субъектов.
  • Практическое занятие
  • 5 Анализ законодательных актов управления порядка образования, полномочиям, структуре целям и задачам органов исполнительной власти субъектов.
  • Меры административного принуждения
  • Практические занятия.
  • № 6 Решение ситуаций по теме «Меры административного принуждения»
  • Обобщение. Контрольная работа № 1 «Субъекты административного права»
  • Раздел 3 Административный процесс 42 ч .
  • Административное производство: понятие основные принципы и субъекты административного процесса
  • Административное и административно-процедурное производство: их виды и основные стадии
  • СР 8 Составление таблицы Виды административно-процедурного производства
  • Практическое занятие № 7 Составление процессуальных документов (протокол о нарушении, постановление, о назначении наказания).
  • Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
  • СР9 Составление схемы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Административным кодексом субъекта
  • Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • СР10 Составление процессуальных документов об административных правонарушениях
  • Стадия обжалования и пересмотра дела и вынесения по нему решения
  • Практическое занятие № 8. Решение ситуационных задач.
  • Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  • СР 11 Подбор и анализ законодательных актов, действующих в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов субъекта РФ
  • Надзор как способ обеспечения законности
  • СР 12 Составление практических ситуаций на основе судебной практики и примеров из СМИ
  • Практическое занятие № 9
  • Изучение процедуры обжалования.
  • Административно-правовые режимы.
  • СР 13 Подготовка выступления о статистических данных и характере правонарушений, совершенных на территории субъекта РФ.
  • Административно-правовое регулирование в межотраслевом управлении
  • СР 14 Решение ситуативных задач
  • Административно-правовое регулирование в различных сферах деятельности
  • СР 15 Решение ситуаций по видам правонарушений в различных сферах деятельности
  • Понятия и признаки административного правонарушения
  • СР 16 Подготовка сообщений об административных правонарушениях
  • Система административных правонарушений
  • СР 17 Составление практических ситуаций на основе судебной практики и примеров из СМИ
  • Практическое занятие № 10 Изучение видов и состава административного правонарушения
  • Понятие и основные черты административной ответственности
  • СР 18 Составление практических ситуаций на основе судебной практики и примеров из СМИ
  • Практическое занятие № 11 Составление процессуальных документов (протокол о нарушении, постановление о назначении наказания..
  • Административные наказания, их виды.
  • СР 19
  • Составление сравнительной таблице по видам административных наказаний.
  • Практическое занятие № 12
  • Изучение видов и состава административных наказаний и правонарушений
  • Обобщение.
  • Контрольная работа № 2 по разделу «Административный процесс»
  • Итоговая аттестация: в форме экзамена
  1. Миронов А.Н., Административное право. Учебник – М.:ИД «Форум»- ИНФРА-М,2007,303 с.

  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник- М., Зерцало, 2007.

  3. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2006

  4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. Учебник-М., Проспект, 2009.

  5. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. Учебник.- «Юстицинформ», 2007.

  6. Макаренко Н.В. Административное право, М., Высшее образование, 2009.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *