Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда

  • Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя полиции, из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, а также уклоняющиеся от исправительных работ.
  • Первоначальная информация о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и совершивших побег, поступает в ОВД, и оперативно-розыскные факты регистрируются дежурными частями городских и районных ОВД по месту их поступления.
  • Регистрации подлежат:
  1. постановление органа дознания, следователя, прокурора, определение суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
  2. копия приговора в отношении осужденного к исправительным работам, отбыванию наказания в колонии-поселении и определение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбывания в колонии-поселении лишением свободы;
  3. определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение органов уголовно- исполнительной системы о его побеге.

Для эффективного осуществления первоначальных поисковых мероприятий сотрудники розыскных подразделений должны располагать как можно большим объемом информации о разыскиваемом лице, его связях, наклонностях, об особенностях психики, поведения, о приемах маскировки и т.п. Еще в первых нормативных актах НКВД РСФСР относительно розыскной работы указывалось: «Розыск не может иметь место, если нет всех требуемых данных о личности разыскиваемого».

В розыске скрывшихся от следствия обвиняемых, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы (подписка о невыезде, личное поручительство, залог и др.), активное участие принимают дознаватели и следователи, в производстве которых находится уголовное дело.

До начала розыскных действий следователь оформляет: 1) постановление об объявлении в розыск; 2) копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и избрании меры пресечения; 3) справки о личности разыскиваемого.

Указанные документы передаются в розыскное подразделение и являются основанием для проведения первоначальных поисковых мероприятий скрывшихся лиц.

В целях уклонении от розыска обвиняемые:

  • меняют место жительства;
  • выезжают за пределы России;
  • подделывают документы, удостоверяющие личность;
  • изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);
  • совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;
  • укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.

Первоначальные розыскные мероприятия направлены на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц.

С этой целью организуются преследование бежавших по горячим следам, проведение поисковых мероприятий на местности, выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых, ориентирование личного состава других подразделений ОВД на розыск лица по приметам, использование в процессе розыска возможностей печати, радио, телевидения.

В целях информирования населения у зданий ОВД в доступных местах оборудуются стенды «Их разыскивает полиция», используются телепередачи «Петровка, 38», «Криминал», «Дежурная часть» и др.

Периодические издания также имеют криминальные разделы, рубрики («Уголовная хроника», «Обзор происшествий», «Внимание, розыск», «Следователь просит помочь» и др.), где помещаются информация о разыскиваемом лице и его фотографии.

Публикации и телевизионные сообщения сопровождаются контактными телефонами дежурной части, сотрудников следственно-оперативной группы.

В практике розыскной работы нередко возникают ситуации, когда ощущается дефицит информации, позволяющей установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, разбой, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях для получения исходной информации о лице используются публикация или объявление специального информационного сообщения в СМИ.

Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.

В случае побега общественно опасных преступников, совершивших умышленные убийства, разбойные нападения, террористические акты, вооруженных огнестрельным оружием, особо опасных рецидивистов, руководитель ОВД может вводить в действие специальный план по розыску «Сирена».

Данный план позволяет скоординировать действия различных подразделений по расстановке личного состава, выставлению постов и засад. Им определяются функциональные обязанности участников операции, система экстренной связи, численность и состав поисковых групп и групп захвата и др.

План позволяет надежно блокировать определенную территорию, контролировать транспортные коммуникации (станции, вокзалы, аэропорты), проводить проверки в целях установления разыскиваемых лиц по ориентировке.

В необходимых случаях план может вводиться не территории нескольких административных образований или территорий субъекта РФ.

Около 70% преступников после совершения побега из-под стражи или из исправительного учреждения переходят на нелегальное положение, восстанавливают преступные связи с сообщниками, лицами, находящимися на свободе, и продолжают свою преступную деятельность. При этом они могут использовать поддельные документы, подвергаться хирургическим операциям по изменению внешности.

Организация розыскной деятельности скрывшихся преступников включает в себя комплекс поисковых, информационных и иных мероприятий, проводимых субъектами розыскной работы и направленных на обнаружение и физическое задержание преступника.

К основным мероприятиям по розыску преступников относятся:

  • проведение опроса родственников, соседей, сослуживцев, знакомых в целях установления места нахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого лица;
  • получение фотографий, видеосюжетов, образцов почерка, группы крови разыскиваемого;
  • направление розыскных ориентировок на территории других ОВД, где может появиться разыскиваемый;
  • проверка возможности нахождения разыскиваемого лица среди задержанных и арестованных;
  • информирование других подразделений ОВД (патрульно-постовых нарядов, ГИБДД, паспортно-визовой службы) о приметах разыскиваемого;
  • информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения, военкоматов, ЖЭУ, финансово-кредитных структур, куда разыскиваемый может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о снятии с воинского учета, продаже квартиры, снятии денежных средств;
  • истребование в информационном центре дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук и иной идентификационной информацией;
  • обращение через СМИ с просьбой о помощи в обнаружении разыскиваемого лица;
  • в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, и др.

В процессе выполнения основных мероприятий может быть получена дополнительная ориентирующая информация о разыскиваемом лице, на основе которой выдвигаются версии и может формироваться план дополнительных мероприятий.

Наиболее эффективными и распространенными организационными формами розыска являются совместное планирование с привлекаемыми к розыскной работе подразделениями, взаимное направление розыскных заданий, ориентировок, систематическое совместное проведение ОРМ (рейдов, комплексных операций).

Поскольку розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, — это комплексный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной степени проявляется при проведении комплексных операций. Наиболее распространенными комплексными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Розыск» и др. Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Задачами оперативно-профилактической операции «Розыск» являются: активизация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, лиц, без вести пропавших, установление личности по неопознанным трупам, личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Для розыска лиц, которые обвиняются в совершении преступлений, вызывающих широкий общественный резонанс, операция «Розыск» может проводиться на межгосударственном масштабе.

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания.

К ним относятся арестованные, находящиеся в СИЗО, и осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег.

При этом побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания лишения свободы являются самостоятельными составами преступлений, за которые предусмотрена ответственность по ст. 313, 314 УК РФ.

В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН. Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.

При совершении побега лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества (исправительные, обязательные работы), первоначальные мероприятия проводит инспекция, на учете в которой они состоят.

Если в течение 30 дней в результате данных мероприятий местонахождение лица не будет установлено, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда

УДК 34

Юридические науки

Сербигешев Сергей Леонидович

Ключевые слова: РОЗЫСК; ЗАДЕРЖАНИЕ; ДОЗНАНИЕ; СЛЕДСТВИЕ; SEARCH; DETENTION; INQUIRY; INVESTIGATION.

Аннотация: В данной статье показаны основные проблемы розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и пути решения.

Проблема розыска лиц, которые скрылись от следствия и суда — является актуальной не только лишь для самого следствия и органов внутренних дел, она стоит перед всеми правоохранительными органами, при этом решающим моментом является взаимодействие между различными правоохранительными органами. Вместе с тем его современное состояние оставляет желать лучшего. Однако, не смотря на производимые реформы, проблема взаимодействия между правоохранительными органами в сфере розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда остаётся не разрешённой.

Читайте также:  Налог на имущество физических лиц: пример расчета, ставки

Важное направление розыскной работы это розыск и задержание преступников, которые скрылись от органов дознания, следствия и суда, оно в последнее время приобрело особенную значимость в ситуации неизменного роста количества объявляемых в местный, федеральный, межгосударственный и международный розыск.

Разыскная работа имеет большое практическое значение, поскольку, как показывает опыт, преступники, которые скрываются от дознания, следствия и суда, чаще всего совершают новые преступления, тем самым причиняя значительный ущерб имуществу, жизни или здоровью отдельных граждан, а также общественным интересам .

Для того, чтобы скрываться, преступники также совершают новые преступления, к примеру подделывают документы и прочее.

Следовательно скорейший розыск лиц, которые являются преступниками является важным условием предупреждения преступлений, поскольку по «горячим следам» значительно легче выявить и опросить очевидцев, наводить справки, восстановить картину происшедшего.

Для целей результативного поиска в распоряжении сотрудников оперативно-розыскных подразделений должно быть максимальное количество информации о разыскиваемом лице, его связях, склонностях, характеристиках психики, поведении и прочее.

Для оперативного обнаружения и задержания разыскиваемых лиц производится преследование тех, бежавших лиц, по горячим следам, для этого реализуются разнообразные поисковые работы : создаются посты, барьеры на маршрутах наиболее возможного передвижения и засады в местах, в которых возможно местонахождение разыскиваемых лиц, ориентируются сотрудники иных отделов органов внутренних дел, для поиска конкретного лица по следам, в том числе и при помощи СМИ. Также информируется общественность при помощи информационных стендов.

Важной проблемой является взаимодействие оперативных подразделений непосредственно со следователями и дознавателями в процессе розыска лиц, которые скрылись от следствия или суда, а в частности — не полное представление абсолютно всех сведений о лице, которое будет объявлено в розыск.

Зачастую в оперативные подразделения не поступает информация о вероятном месте пребывания скрывшегося лица, его связях с отдельными лицами или организациями, его особые приметы, особенностях одежды, специфике поведения, это конечно же отрицательной влияет на своевременность произведения системы оперативно-разыскных мероприятий и как следствие — результатах розыска. Неполнота предоставляемых данных вредит розыску лиц, не позволяет оперативным подразделениям вовремя организовать и результативно реализовать розыск и задержание скрывающихся лиц. Поэтому в настоящий момент актуальным является выстраивание эффективного взаимодействия между следователями (дознавателями) и оперативно-розыскными подразделениями.

Существенное значение имеет для стабилизации криминогенной обстановки произведение широкомасштабной межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск». Данная операция производится два раза в год, длительностью в 3-4 дня.

При этом она является очень эффективной за счет того, что в этот период тесно взаимодействуют подразделения уголовного розыска, полиция и федеральная миграционная служба и как следствие за считанные дни задерживается около 7000-8000лиц, которые скрылись от следствия или суда, а также около 3 000 без вести пропавших лиц.

  • Важную роль в розыске играет также граждане, которые содействуют оперативным подразделениям, в том числе и на негласной основе.
  • В арсенале оперативно-розыскных подразделений имеется целый арсенал мер для поиска скрывшихся лиц. К ним относятся: — опрос лиц, являющихся родственниками, соседями, коллегами, знакомыми в целях установления необходимой информации о разыскиваемом лице;
    — фотографии, видео, образцы почерка, группа крови;
    — поисковые ориентиры на территории других подразделений органов внутренних дел; — проверка вероятности обнаружения лица среди уже задержанных и арестованных;
    — информирование прочих подразделений органов внутренних дел о признаках лица, объявленного в розыск; — информирование иных организаций;
    — анализ картотеки отпечатков пальцев; — привлечение средств массовой информации;
  • — арест следователем почтовой и телеграфной корреспонденции, адресованной разыскиваемому лицу.

Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов.  В целях установления их местонахождения  и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно  с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам.

 Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам.

Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

  • Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
  • Объявление в розыск.
  • Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол.

Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно  с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам.

  Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам.

Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются.  Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Читайте также:  Сняли деньги с карты сбербанка судебные приставы что делать

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом  орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

  1. Мурат Варитлов
  2. Начальник Отдела МВД России по Зольскому району
  3. подполковник полиции

Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда

Произошедший за последние 4 года двукратный рост регистрируемой преступности в результате наведения порядка в учете преступлений, а также комплекс мер по повышению эффективности работы аппаратов следствия и дознания повлекли и увеличение числа объявленных в розыск преступников.

Обращает на себя внимание тот факт, что из года в год процент неразысканных лиц остается приблизительно на одном уровне (20 — 25%). Просчеты в организации розыска со стороны сотрудников правоохранительных органов и недостатки прокурорского надзора на этом направлении, безусловно, влияют на конечный результат.

В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что главная причина сложившегося положения — ограниченность средств, предоставленных законодателем органам, осуществляющим розыск скрывшихся преступников.

— отсутствие документов, подтверждающих, что следователем (дознавателем) принимались меры к установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого) и доставлению его для производства следственных действий (корешки повесток, постановление о приводе, рапорты сотрудников органа внутренних дел, которые исполняли принудительный привод, и т. п.);Клюев С., заместитель начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики.

Оперативно‑розыскные мероприятия по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находится данное дело, либо без такого поручения.3) международный розыск, т. е.

розыск с применением возможностей Интерпола. Розыск без вести пропавшего проводится без возбуждения уголовного дела, на основании волеизъявления заинтересованных лиц либо администраций учреждений опеки граждан.

Так, розыскная деятельность является составляющей частью ОРД. Первоначальная информация о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и совершивших побег, поступает в ОВД, и оперативно-розыскные факты регистрируются дежурными частями городских и районных ОВД по месту их поступления.

Поскольку розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, — это комплексный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной степени проявляется при проведении комплексных операций.

Наиболее распространенными комплексными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Розыск и др.

Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Оперативно-розыскная деятельность

  • Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.
  • В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН.
  • Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.
  • меняют место жительства;
  • выезжают за пределы России;
  • подделывают документы, удостоверяющие личность;
  • изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);
  • совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;
  • укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.

В практике розыскной работы нередко возникают ситуации, когда ощущается дефицит информации, позволяющей установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, разбой, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях для получения исходной информации о лице используются публикация или объявление специального информационного сообщения в СМИ.

В статье рассматривается значение института розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда для расследования и раскрытия преступлений, анализируются нормы УПК РФ, научная литература, касаемая розыска и проблем, связанных с данным институтом.

Семцов В. А. Концептуальные основы системы следственных действий в досудебном производстве: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2006. — 27 с. В. Боголюбская, Р. С. Белкин, А. А. Закатов и др.

Однако в основном эти научные труды написаны в то время, когда качественно иными были преступность и условия борьбы с ней, а в теоретическом аспекте проблемы розыска, по мнению Б.

Сроки дознания и предварительного следствия порядок их проведения? А.

Большакова, сводились к дискуссиям о его понятии, которое предлагалось закрепить в УПК РСФСР, о полномочиях следователя и его взаимодействии с органами дознания [2, с. 105-106].

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя.

Предлагаем ознакомиться:  Административный иск на действия росреестра

Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Некоторые аспекты взаимодействия следователя с органами дознания при розыске подозреваемого (обвиняемого), скрывшегося от предварительного расследования

Ковтун Юрий Анатольевич1, Шевцов Роман Михайлович2, Новикова Екатерина Анатольевна3, Рудов Денис Николаевич41Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации И.Д.

Путилина, доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, подполковник полиции2Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации И.Д.

Путилина, доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, подполковник полиции3Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации И.Д.

Путилина, старший преподаватель кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, подполковник полиции4Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации И.Д. Путилина, заместитель начальника кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, майор полиции

Kovtun Yuriy Anatolyevich1, Shevtsov Roman Mikhailovich2, Novikova Ekaterina Anatolyevna3, Rudow Denis Nikolaevich41Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D.

Putilin, associate Professor of criminal process, candidate of legal Sciences, police Lieutenant Colonel2Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D.

Putilin, associate Professor of criminal process, candidate of legal Sciences, police Lieutenant Colonel3Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D.

Putilin, Senior lecture of criminal process, candidate of legal Sciences, police Lieutenant Colonel4Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Deputy head of the Department of criminal process, candidate of legal Sciences, police major

Библиографическая ссылка на статью:
Ковтун Ю.А., Шевцов Р.М., Новикова Е.А., Рудов Д.Н. Некоторые аспекты взаимодействия следователя с органами дознания при розыске подозреваемого (обвиняемого), скрывшегося от предварительного расследования // Политика, государство и право. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/10/3430 (дата обращения: 03.10.2021).

Повышение эффективности деятельности следователей, дознавателей по розыску подозреваемых и обвиняемых является одним из условий успешного решения задач по борьбе с преступностью.

Исходя из задач органов предварительного расследования, для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, а также обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту необходимо, установить лицо совершившее преступление, а при условии, что это лицо скрылись,- предпринять меры к его розыску и задержанию.

Чаще всего, когда говорят о розыскной деятельности следователя, обычно подразумевают скрывшихся подозреваемых или обвиняемых известных должностному лицу, осуществляющему расследование уголовного дела. Следователь не располагает лишь сведениями об их месте нахождения.

В юридической литературе используется следующее определение розыскной деятельности, которая сводится к обнаружению замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов)-носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по делу [1, с.485].

Розыскная деятельность органов предварительного расследования – это процессуальная деятельность, направленная на установление местонахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, осуществляемая путем производства действий гласного характера, во взаимодействия с органами дознания, ведущими розыск по поручению следователя, дознавателя.

В вышеуказанной деятельности особое значение приобретает правовой режим осуществления розыскных мероприятий, которые, как отмечалось выше, единообразного освещения в науках уголовного процесса, криминалистики и теории ОРД, вплоть до настоящего времени, не получили.

Так, например, профессор М.С.

Строгович отмечал, что розыскные действия, облеченные в процессуальную форму, следует рассматривать в качестве следственных действий, а не каких-либо иных; что же касается не облеченных в процессуальную форму, то под ними он предлагал понимать оперативно-розыскные мероприятия[3, C.2].

Читайте также:  Бесплатные лекарства при беременности в 2021 году: порядок оформления, справки на получение бесплатных лекарств, полный список бесплатных лекарств при беременности

Следователь, дознаватель является лицом, отвечающим за результаты расследования по уголовному делу и в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом выступает организатором розыскных мер направленных на установления местонахождение лица совершившего преступление.

Розыскная деятельность предполагает обеспечение активного сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями, т.е.

взаимная, постоянная и своевременная информация о результатах розыска по делу следователя и органа дознания, совместная разработка дальнейшего направления розыска и его тактики с последующим претворением этой тактики лицом, производящим предварительное расследование.

Если розыскные действия могут производиться как следователем, так и органом дознания, то оперативные меры – прерогатива органа дознания. Они осуществляются на основе применения специальных, как правило, негласных средств и методов борьбы с преступностью.

Формы использования этих средств не подлежат оглашению ни в одной из стадий уголовного процесса. О содержании и тактике принятых оперативных мер следователя в известность не ставят, а порядок производства вышеуказанных мер, известен только лицу, их применяющему.

Поэтому совершенствование деятельности по розыску тесно связано с их согласованной работой, которая в наибольшей степени обеспечивает быстрое и успешное расследование уголовного дела.

Взаимодействие – непременное условие успешного розыска скрывшегося подозреваемого (обвиняемого)[2].

Очевидно, что для этого, следователю необходимо осуществлять подготовительные мероприятия (путем производства процессуальных и следственных действий) по всем уголовным делам, что повысит эффективность розыска в случаях, если обвиняемый (подозреваемый) скроется, а также позволит избрать соразмерную деянию меру пресечения.

Деятельность следователя в период розыска осложняется, тем обстоятельством, что законодатель запрещает производство по уголовному делу следственных действий, после приостановления предварительного расследования.

Принятые в период расследования меры принуждения, действуют и после принятия решения о приостановлении предварительного расследования.

Эффективность розыскной работы напрямую зависит от правильного и объективного принятия решения о применении к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения, четкому и полному проведению внесенных в план расследования мероприятий, по сбору исчерпывающих сведений о подозреваемом, обвиняемом.

Некоторые действия и решения оперативного сотрудника в рамках розыскного дела, могут дублировать действия проведенные следователем, дознавателем, но в этом случае необходимо учитывать специфику следственной и оперативно-розыскной деятельности.

Большое значение в этой связи имеет тесное взаимодействие оперативных работников, непосредственно ведущих розыск со следователями, включая систематическое, своевременное и полное информирование их о результатах проводившихся мероприятий. В основе взаимодействия должны быть не эпизодические поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а их системное согласованное планирование с выдвижением и проверкой всех возможных версий.

Таким образом, чтобы скоординировать действия следователя и оперативного работника, необходимо совместное планирование реализации оперативно-розыскных данных, обеспечения конспирации использованных сил и методов оперативно-розыскной деятельности, включая различные комбинации по их зашифровке.

Положительно зарекомендовала себя практика создания в органах предварительного следствия постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию приостановленных уголовных дел.

Эффективность розыска скрывшегося преступника зависит не только от следственных органов, но и от инициативности оперативных подразделений, уровня межведомственного взаимодействия. Качественное выполнение оперативно-розыскных мер зависит, в том числе, и от содержания поручения или указания. Формальное поручение или указание, как правило, приведет к формальному его исполнению.

Взаимодействие обеспечивается не только дачей поручений органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Активно используются и такие формы взаимодействия, как совместное изучение уголовных дел и дел оперативного учета.

К сожалению, органы внутренних дел ориентированы в первую очередь на раскрытие преступлений текущего года, так как именно этот показатель является основным критерием оценки их деятельности.

Особенность работы по розыску скрывшихся преступников состоит в том, что, здесь, как нигде, результативность определяют совместные действия оперативных сотрудников и следователей.

Оперативная работа будет только тогда эффективной, когда она встроена в уголовный процесс, и наоборот: зачастую информация, полученная следственным путем, лишь после ее оперативной доработки может способствовать установлению местонахождения лица, совершившего преступление.

Библиографический список

  1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма: ИНФРА – М, 2014.

  2. Семенцов, В. А. Розыскные действия следователя //Российский следователь. -2004. – № 12.

  3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 2.

9 Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания

В
соответствии со ст. 2 ФЗ «Об
оперативно‑розыскной деятельности»
к задачам ОРД относится осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, лиц,
уклоняющихся от уголовного наказания,
а также розыска без вести пропавших.
Так, розыскная деятельность является
составляющей частью ОРД.

Данные
мероприятия представляют собой систему
организационных, процессуальных,
оперативно‑розыскных и иных специальных
мероприятий, при комплексном проведении
которых велика возможность быстрого
обнаружения ро‑зыскиваемых,
установления негативных факторов,
наличие которых позволяет им достаточно
длительно проживать на нелегальном
положении, а также способствует
укрывательству преступников. Специфика
данной задачи ОРД заключается и в том,
что розыскная работа должна иметь
структурно‑организационное обеспечение
практически на всех уровнях системы
уполномоченных органов, в частности
МВД РФ.

Розыск
лиц, скрывающихся от органов дознания,
суда и следствия, уклоняющихся от
уголовного наказания, производится по
уже известным фактам в случае, когда не
обнаружено лицо, совершившее преступление.
Согласно п.

38 ст 5 УПК РФ розыскные меры
– это меры, принимаемые дознавателем,
следователем, а также органом дознания
по поручению дознавателя или следователя
для установления лица, подозреваемого
в совершении преступления.

  • В
    зависимости от процессуального положения
    розыскиваемого лица, скрывающегося от
    правоохранительных органов, поисковые
    мероприятия делятся на:
  • 1) розыск
    подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК
    РФ);
  • 2) розыск
    подсудимого (ст. 253 УПК РФ);
  • 3) розыск
    осужденного (условно, освободившегося
    условно‑досрочно).

4) розыск
потерпевшего, свидетеля совершения
преступления, когда без установления
жертвы, ее идентификации невозможно
установить факт и признаки преступления
или его отсутствие либо доказать
виновность или снять подозрение с лица,
подозреваемого в исчезновении (убийстве)
розыскиваемого. Согласно ст. 157 УПК РФ
розыск производится по поручению и
указанию следователя, при этом его
обязаны уведомлять о результатах
принимаемых им розыскных мер.
Уполномоченными органами в зависимости
от ситуации и опасности преступления
могут объявляться:

1) местный
розыск, т. е. розыск на территории
одного субъекта РФ;

2) всероссийский
розыск, т. е. розыск на территории
нескольких регионов или на всей территории
РФ;

3) международный
розыск, т. е. розыск с применением
возможностей Интерпола. Розыск без
вести пропавшего проводится без
возбуждения уголовного дела, на основании
волеизъявления заинтересованных лиц
либо администраций учреждений опеки
граждан.

10 Возбуждение уголовного дела как основание оперативно‑розыскных мероприятий

В
соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об
оперативно‑розыскной деятельности»
наличие возбужденного уголовного дела
является основанием для ОРД.

Возбуждение
уголовного дела является наиболее общим
основанием для проведения ОРМ. При этом
неважно, кем (органом дознания или
следователем) возбуждено дело и в чьем
производстве оно находится. Возбуждение
уголовного дела представляет собой
начальную стадию уголовного
судопроизводства.

Сам
же факт возбуждения уголовного дела
доказывает установление достаточных
данных для его возбуждения (совокупности
повода и основания, свидетельствующих
о совершении или подготовке преступления)
и соответственно начала предварительного
расследования. Процессуально это
отражается в постановлении о возбуждении
уголовного дела. В противном случае
принимается решение об отказе в его
возбуждении. Основания отказа в
возбуждении уголовного дела установлены
ст. 24 УПК РФ.

Факт
отказа в возбуждении уголовного дела
не исключает других оснований для
проведения ОРМ. Отказ в возбуждении
уголовного дела является лишь
процессуальным решением по конкретному
случаю.

Оперативно‑розыскные
мероприятия по возбужденным уголовным
делам могут проводиться по поручению
следователя, в производстве которого
находится данное дело, либо без такого
поручения.

Если
уголовное дело возбуждено по факту
неочевидного преступления, то в
соответствии с требованиями УПК РФ
оперативный аппарат обязан принять
необходимые оперативно‑розыскные
меры для установления преступника.

Это
обусловлено тем, что оперативный аппарат
является одновременно и органом дознания.
При этом если нет поручения следователя,
в производстве которого находится
нераскрытое дело, то это не должно
сковывать инициативы и активности
оперативных работников.

О результатах
проводимых ОРМ по возбужденному
уголовному делу оперативные аппараты
должны ставить следователя в известность.

Таким образом, ОРО обязаны принимать
все исчерпывающие меры, направленные
на обнаружение преступлений и лиц, их
совершивших, быстрое и полное раскрытие
преступлений, изобличение виновных,
установление события преступления и
иных обстоятельств, подлежащих доказыванию
по уголовному делу.

Установление
факта совершения конкретным лицом
умышленного преступления является
достаточным основанием для подозрения
его в причастности к другим преступлениям.

Это позволяет проводить ОРМ с целью
получения необходимой проверочной
информации.

Возложенная на оперативный
аппарат органов внутренних дел задача
раскрывать преступления не снимается
с них после установления лица, совершившего
преступление.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *