Банкротство КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) — судебная практика, детади процедуры

В Российской Федерации закон о несостоятельности действует с 1988 года. Одним из пунктов, который рассматривается в законе отдельно, является процесс банкротстве крестьянского фермерского хозяйства. В этом пункте рассматривается банкротство КФХ, у которого отсутствует статус юридического лица.

Свои особенности процедура несостоятельности крестьянского фермерского хозяйства имеет почти на всех этапах. Несмотря на особенности проведения процедуры, основной признак банкротства остается неизменным: предприятие считается банкротом в том случае, если не способно своевременно и полноценно удовлетворять требования кредиторов или не может своевременно вносить обязательные платежи.

Главные особенности

Банкротство КФХ требует соблюдения особого порядка, в ходе которого несостоятельным признается индивидуальный предприниматель, выполняющий роль главы организации. Так, например, глава хозяйства может подать в арбитраж заявление о банкротстве только в том случае, если получит согласие всех членов хозяйства.

Есть особенности и в ходе самой процедуры банкротства. Например, глава хозяйства имеет права в течение 2 месяцев с дня введения процедуры наблюдения предоставить судьям план по оздоровлению своей организации, а также график, по которому будет идти погашение задолженности.

В процедуре банкротства важно учитывать график окончания сельскохозяйственных работ, так как по их окончанию хозяйство может получить прибыль, с помощью которой сможет справиться с долгами и обязательными выплатами. Если период окончания работ позволит удовлетворить требования кредиторов в соответствии с графиком, суд может ввести период финансового оздоровления.

Крестьянское фермерское хозяйство может получить дополнительный год для финансового оздоровления в том случае, если произошел спад производства из-за непредвиденных случаев. Примерами могут быть стихийные бедствия или эпидемии среди животных.

Правила по продлению срока процедуры относятся не только к финансовому оздоровлению, но и к другим этапам банкротства при необходимости.

При введении конкурсного производства на продажу идет только то имущество, которое находится в общей собственности крестьянского хозяйства. Продаже не подвергается индивидуальная собственность главы хозяйства или членов хозяйства.

Также важно иметь в виду, что при распродаже имущества приоритетом будут пользовать те организации и частные лица, которые также занимаются фермерством. Если в течение месяца никто из них не проявит интереса к имуществу должника, имущество распродадут в соответствии с общими правилами.

Банкротство КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) - судебная практика, детади процедуры

Перед продажей имущества обязательно проводится его оценка, после чего оно предлагается потенциальным покупателям по результатам оценочной стоимости, полученным в ходе оценки

Детали процедуры

Процедура несостоятельности крестьянского хозяйства имеет ряд своих характерных особенностей, которые необходимо учитывать. Особенности затрагивают список необходимых документов, ход подачи заявления и сам ход дела о банкротстве.

Документы

Помимо заявления о банкротстве глава фермерского хозяйства обязан предоставить суду следующие документы:

  • полный список людей, выступающих в роли должников и кредиторов, сопровождающийся адресами и реквизитами;
  • список, в котором будет перечислено имущество и указан основной состав хозяйства;
  • полный список участников хозяйства с их имуществом и обязательным указанием источника финансирования, на который было получено имущество;
  • расчет предполагаемых доходов, которые можно получить после окончания сельскохозяйственных работ;
  • если в хозяйстве трудятся наемные работники, то необходим документ-протокол с собрания этих работников, на котором выбрался человек, представляющий наемных работников на процессе в суде.

Заявление о банкротстве, подаваемое в суд, обязательно должно быть одобрено всеми членами крестьянского хозяйства. Список сопроводительных документов также является обязательным и должен быть наиболее полным, что ускорит работу суда и ход дела.

Важно, что если заявление подается не главой хозяйства, а сторонним лицом, будь то кредитор или пристав, список документов все равно должен прилагаться к заявлению. В этом случае он прикладывается к отзыву, который должен сопровождать заявление стороннего лица.

Ход дела

Внешнее управление предприятием может быть окончено досрочно. Досрочное окончание внешнего управления – результат ходатайства в суд кредитора или внешнего управляющего.

Обычно досрочное окончание периода внешнего управления происходит в результате неисполнения или невозможности исполнить план, а также в других случаях. Когда исправить неплатежеспособность невозможно.

При проведении конкурсного производства возможны манипуляции с земельным участком, принадлежащим фермерскому хозяйству. Так, на основании земельного законодательства, его могут отчуждать, передавать в муниципальную собственность, передавать частному лицу или субъекту федерации.

Регистрация индивидуального предпринимательства утрачивает силу в тот момент, когда начинается процесс конкурсного производства. Стоит иметь в виду, что банкротом объявляется именно само хозяйство, а не его глава.

Существенные оговорки банкротства КФХ

Вся процедура банкротства крестьянского хозяйства имеет ряд серьезных оговорок, затрагивающих имущественную сферу и процесс оздоровления. Полноценный учет оговорок – залог быстрого и правильного прохождения процедуры.

Права на имущество

Конкурсная масса организации-банкрота формируется после того, как организацию признают банкротом.

В конкурсную массу включаются следующие объекты:

  • имущество недвижимого типа, включая разнообразные насаждения и разнообразные постройки;
  • скот молочного или рабочего типа, а также птица, разводимая в хозяйстве;
  • разнообразное оборудование и инвентарь, включая технику, используемую для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • земельный участок;
  • другие категории товара, подходящие под действие имущественного права.

На торги выставляется только то имущество, что было приобретено на коллективные средства хозяйства.

В конкурсную массу не включают имущество, которое находится у главы крестьянского хозяйства или его членов в прямой собственности. Также под продажу не идет имущество, в отношении которого есть доказательства, что оно было приобретено не на средства фермерского хозяйства.

Имущество выставляется на продажу через процесс проведения торгов. При этом преимущество при приобретении имущества имеют другие организации, занимающиеся сельским хозяйством.

Финансовое оздоровление

Во время финансового оздоровления глава хозяйства должен предоставить в суд график, в соответствии с которым будет идти выплата долгов, а также план самого оздоровления. После оценки мер суд выносит решение о введении или не введении финансового улучшения хозяйства.

Финансовое улучшение вводится в том случае, если по итогам выполнения предоставленного плана удастся добиться выплаты всех долгов. При этом в расчет принимается не только уже имеющаяся прибыль фермерского хозяйства, но и та прибыль, которую оно должно получить, как только закончатся хозяйственные работы и урожай пройдет процедуру сбыта.

При назначении периода финансового оздоровления суд всегда должен учитывать период сельскохозяйственных работ. Помимо периода сельскохозяйственных работ обязательному учету подлежит период, необходимый для полноценного сбыта товара, который будет получен в итоге. Поскольку для каждого фермерского товара срок реализации разный, то и период оздоровления может разниться.

Если из-за форс-мажора финансовое положение предприятия ухудшится, суд может на законных основаниях увеличить период оздоровления. Наравне с этим, если после форс-мажора у организации появились признаки платежеспособности, суд может и ввести внешнее управление.

Банкротство КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) - судебная практика, детади процедуры

Если внешнее управление или финансовое оздоровление будут прекращены досрочно, начнется полноценная процедура конкурсного производства

Правовая поддержка

Процесс банкротства фермерского хозяйства базируется на законе о банкротстве, который вступил в силу в 1998 году. При этом непосредственно банкротство КФХ рассматривается в третьем параграфе этого закона, что необходимо учитывать. При этом информация, данная в параграфе 1.1 по правоотношению, не распространяется на фермерские хозяйства.

Помимо закона о банкротстве процедура регулируется широким кругом других законодательных актов, среди которых:

  • 65 статья Гражданского Кодекса, в которой в первом пункте дано определение банкротства крестьянского хозяйства;
  • 177, 178, 179 статьи федерального закона о банкротстве, где указаны особенности признания сельского хозяйства банкротом в том случае, если у него есть юридического лица;
  • по статьям 217 и 219 можно узнать, что банкротом признается именно организация, а нее ее глава;
  • ответственность по долгам перед кредиторами закрепляется в 3 пункте 8 статьи о крестьянских хозяйствах (федеральный закон) и др.

Банкротство КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) - судебная практика, детади процедурыБанкротство АО проводится в зависимости от вида общества: открытое или закрытое.

о порядке оспаривания сделок при банкротстве физического лица.

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций описаны тут.

Процедура банкротства крестьянского хозяйства требует большой юридической подкованности, так как разные ее элементы регулируются разными правовыми актами, среди которых много федеральных законов. Основным, несмотря на многообразие дополнительных средств, выступает закон о банкротстве от 1998 года.

Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) — 3 этапа

Банкротство КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) - судебная практика, детади процедуры

Здравствуйте! В этой статье сегодня расскажем о процедуре банкротства КФХ, которая начинается по причине неплатежеспособности хозяйства.

Если хозяйство не выполняет взятые на себя обязательства, процедуры избежать не удастся. Хотя юридически банкротом будет физическое лицо, возглавляющее КФХ, по факту процедура распространится на все фермерское хозяйство. Подробнее ее этапы рассмотрим далее.

Читайте также:  Протокол об административном правонарушении - образец

Кто может инициировать банкротство

Инициировать процедуру могут как кредиторы, так и глава крестьянско-фермерского хозяйства.

Условия признания КФХ банкротом

  • У хозяйства имеется задолженность перед кредиторами, которая не погашена дольше чем 90 дней;
  • Задолженность составляет сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Если эти условия выполнены,то процедура может быть инициирована и подано заявление в Арбитражный суд.

Нюансы

Процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Кроме того, обязательно должен соблюдаться особый порядок признания главы КФХ банкротом. Подать заявление о банкротстве он сможет только в том случае, если все члены хозяйства на это согласны.

Лицо, являющееся главой КФХ, может в двухмесячный срок предоставить план оздоровления своей организации и график, согласно которому он будет погашать возникшие задолженности.

Когда процесс банкротства уже запущен, все-таки стоит подождать того момента, когда будут окончены все полевые работы, например уборка урожая, так как по итогу их проведения хозяйство может получить серьезную прибыль, с помощью которой сможет выправить свое финансовое положение. Если эта сумма сможет закрыть долги перед кредиторами, судом вводится так называемая процедура для восстановления платежеспособности.

Если причиной спада производства стали обстоятельства, не зависящие от воли лица (различные природные катаклизмы, эпидемии болезней животных), КФХ будет предоставлен год на то, чтобы попытаться провести финансовое оздоровление.

Срок всей процедуры может быть продлен и на других этапах, если это будет необходимо.

Следующая особенность: если ведется конкурсное производство, продано будет только то имущество, которое принадлежит КФХ на праве общей собственности.

Личное имущество главы хозяйства или членов хозяйства затрагиваться не будет. Когда имущество будет распродаваться, приобрести его в приоритетном порядке смогут лица, которые тоже ведут фермерское хозяйство.

Если в течение месяца не появится желающих приобрести его, оно будет продано в общем порядке.

Перед продажей имущество оценивают и желающим покупателям оно будет предложено по результатам оценки.

Документы для начала процедуры

Кроме правильно заполненного заявления следует предоставить пакет документации, включающий в себя:

  • Перечень всех лиц, которые являются должниками и кредиторами;
  • Перечень имущества;
  • Перечень лиц-участников хозяйства, с указанием всего имущества, принадлежащего им;
  • Протокол собрания наемных работников (если таковые трудятся в КФХ).

Поданное заявление должно быть поддержано участниками хозяйства.

Если заявление о банкротстве подает не действующий глава КФХ, а кредитор, либо пристав, перечисленные выше документы должны быть в наличии.

Описание процедуры по этапам

Вся процедура включает в себя несколько этапов. Рассмотрим и охарактеризуем их подробнее, а характеристику представим в виде таблицы:

№ п/п Наименование этапов Краткая характеристика
1 Этап наблюдения  На этом этапе нужно учесть получение предприятием прибыли либо поступления каких-либо средств, а значит возможность решения проблем с кредиторами
2 Этап финансового оздоровления Продолжительность его может регулироваться. Он зависит от форс-мажорных обстоятельств, от сроков завершения различных работ, продолжаться может вплоть до 12 месяцев
3 Этап внешнего управления  Устанавливают на период до 2 лет, может быть продлен еще на год при необходимости.

Как восстановить платежеспособность хозяйства

Попытаться восстановить платежеспособность КФХ вполне возможно. Рассмотрим, как же это сделать на практике. Прежде всего, стоит заняться реструктуризацией долгов.

Реструктуризацией можно считать: отсрочку основного долга, заморозку процентов, увеличение срока выплат.

Чтобы использовать эту возможность, нужно обратиться с заявлением в комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственной отрасли.

Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Положительный;
  • Отрицательный (при этом четко обоснованный);
  • Положительный условно. То есть возможен, если будут выполнены некоторые условия.

Что происходит с имуществом хозяйства-банкрота

В том случае,когда все возможности финансового оздоровления хозяйства исчерпаны, арбитражный управляющий обязан реализовать имущество фермерского хозяйства. Вся организация будет полностью выставлена на торги. Если покупателя не нашлось, уже затем реализуются основные средства.

Подробней в данной статье: Процедура банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как избежать банкротства

Как поступить, если кредиторы требуют погасить все долги в кратчайшие сроки, угрожая в противном случае стать инициаторами процедуры банкротства? Возможно несколько сценариев, по которым будут развиваться события дальше. Каким путем пойти, решает руководство хозяйства.

Итак, варианты следующие:

  • Реорганизовать предприятие и сменить юридический адрес. Эти действия, конечно, очень похожи на уклонение от уплаты задолженности и от ответственности вряд ли помогут уйти. Но в практике известны также случаи успешного применения данного метода;
  • Высказывание возражений требованиям кредиторов. Условие: возражения должны быть основаны на реальных фактах, а не выдуманные. Например, если были приобретены удобрения и они оказались ненадлежащего качества, можно оспорить сумму оплаты;
  • Погашение задолженности по заработной плате. Если таковая имеется, ее обязательно нужно погасить, чтобы избежать поддержки требований кредиторов своими же работниками;
  • Заключение с кредитором (кредиторами) мирового соглашения. Самый легальный и законный способ предотвращения банкротства. Кроме того, мировое соглашение позволит продолжить ведение дел и сохранить свою репутацию в деловых кругах.

Актуальные вопросы практики

В этой части нашего разговора обсудим некоторые вопросы, которые актуальны относительно тематики материала.

1. Куда будут направлены средства от реализованного имущества банкрота?

Этими средствами,прежде всего будет оплачен труд арбитражного управляющего, оставшимися средствами погасят кредиторскую задолженность.

2. Как погасить задолженности банкрота, если средств, полученных в результате реализации имущества на это не хватает?

Задолженность в таком случае погасится частями, которые пропорциональны предъявляемым требованиям;

3. По какой цене продается имущество банкрота? 

Закон не определяет этого четко. Стоимость может быть как остаточной, так и назначенной арбитражным управляющим. Но она обычно ниже, чем рыночная;

4. В течение какого времени КФХ оздоравливают финансово?

Обычно до момента окончания сельхоз. работ либо до момента полной реализации продукции.

Завершая разговор, хотелось бы сказать, что вся процедура банкротства требует определенной подкованности в юридических вопросах. Ее нельзя назвать простой, она имеет много особенностей. Поэтому не стоит бояться потратить некоторые средства на обращение за помощью к профессионалам.

Ознакомьтесь также со статей о регистрации КФХ.

Банкротство ИП и КФХ: особые случаи и нюансы

Особые случаи банкротства физических лиц. Действующее законодательство позволяет провести процедуру банкротства как юридическому, так и физическому лицу. Однако есть такие экономические субъекты, которые обладают признаками обеих этих категорий. Речь идет об индивидуальных предпринимателях (ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ).

Рассмотрим нюансы банкротства для ИП и КФХ, а также для других «особых» случаев: как быть, если банкрот ушел из жизни, объявлен отсутствующим или не имеет средств, чтобы оплатить все расходы, связанные с процедурой.

Банкротство индивидуальных предпринимателей

До внесения в 2015 году изменений в закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ситуация для предпринимателей была довольно печальной. Задолженности, относящиеся не к ИП, а к физическому лицу, не подлежали списанию в рамках процедуры банкротства. А ведь банки часто выдавали кредиты именно физическим лицам, без «привязки» к их предпринимательскому статусу.

И хотя на практике деньги могли быть вложены в бизнес, но до 2015 года они «не считались» долгами ИП, поэтому надеяться на их списание было бессмысленно. Также нельзя было «закрыть» и прочие виды задолженностей (например, перед другими физическими лицами), если они не были формально предназначены для целей предпринимательской деятельности.

Поэтому для многих ИП поправки, внесенные в 127-ФЗ, стали настоящим спасением. У них появилась надежда, что вместе со статусом банкрота придет и избавление от всех неподъемных обязательств.

Основанием для подачи заявления о банкротстве может служить не только задолженность ИП перед кредиторами (например, банками или поставщиками), но и невозможность осуществления обязательных платежей (ст. 214 закона № 127-ФЗ).

Основные отличия банкротства ИП от общих правил, принятых для физических лиц предусмотрены п. 2.1 ст. 213.4 и ст. 216 закона 127-ФЗ:

  1. ИП должен за 15 дней до подачи заявления на банкротство осуществить публикацию на интернет-портале www.fedresurs.ru.
  2. ИП не обязан отправлять копию заявления о банкротстве всем кредиторам.
  3. Когда суд выносит постановление о признании ИП банкротом, его свидетельство о регистрации аннулируется. В течение следующих 5 лет с момента вынесения решения физическое лицо не сможет заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении компаниями. Кроме того, в течение 10 лет такой гражданин не может входить в органы управления кредитных организаций.

В остальном все положения главы Х закона № 127-ФЗ действуют и в отношении ИП.

Читайте также:  Подача и оформление документов в МФЦ

Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств

К основаниям для признания КФХ банкротом относятся задолженности по кредитам, оплате труда и обязательным платежам (ст. 217 закона № 127-ФЗ).

Существенная особенность банкротства КФХ заключается в том, что заявление в арбитражный суд может быть подано только в случае согласия всех участников хозяйства.

Помимо стандартного пакета документов, указанного в статье 38 закона 127-ФЗ, глава КФХ обязан предоставить:

  • документы, подтверждающие состав и стоимость имущества не только самого хозяйства, но и всех его участников.
  • оценку величины доходов, которую возможно получить после завершения сельскохозяйственного периода (ст. 218 закона № 127-ФЗ).

В случае введения процедуры наблюдения, глава КФХ на основании прогнозируемых доходов от реализации сельхозпродукции может составить график погашения долгов и финансового оздоровления. Срок финансового оздоровления ограничивается окончанием сельскохозяйственного периода и продлевается лишь на время, необходимое на реализацию продукции.

Этот срок может быть дополнительно продлен только в связи с форс-мажорными обстоятельствами, которые объективно ухудшили финансовое состояние хозяйства (например – стихийные бедствия), но не более, чем на 1 год. Это же правило действует и в отношении процедуры внешнего управления (ст. 219 закона № 127-ФЗ).

В случае признания КФХ банкротом на торги может быть выставлено только имущество самого хозяйства. Обычно это — земельные участки, оборудование, транспортные средства и скот. Участники КФХ не отвечают собственным имуществом в ходе его банкротства (ст. 221 закона № 127-ФЗ).

Приоритетным правом приобретения могут воспользоваться другие сельхозпроизводители, имеющие общие границы с реализуемыми участками. Поэтому перед реализацией имущества все подобные заинтересованные лица должны быть уведомлены должным образом (ст. 222 закона № 127-ФЗ).

Банкротство должника в случае его отсутствия

Если не получается установить местонахождение должника, то заявление в суд может подать конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Причем в данной ситуации сумма долга не имеет значения.

Банкротство проходит в упрощенной форме, то есть после признания должника отсутствующим, сразу же начинается процедура реализации имущества, минуя остальные этапы (ст. 228 закона № 127-ФЗ).

Управляющий обязан направить уведомление всем кредиторам, которые в течение месяца должны заявить и подтвердить суммы задолженностей.

После торгов полученные денежные средства распределяются между кредиторами в порядке, предусмотренном статьей 134 закона № 127-ФЗ.

Банкротство гражданина в случае его смерти

В случае смерти должника этот факт должен быть указан в заявлении, направленном в арбитражный суд. Заявление может подать конкурсный кредитор, уполномоченный орган или же наследники должника через нотариуса.

После получения и рассмотрения заявления суд выносит решение о признании умершего банкротом и инициирует процесс реализации имущества. Никакие другие процедуры в этом случае не применяются (статья 223.1 закона № 127-ФЗ).

На торги выставляется все имущество умершего, кроме жилого помещения, находящегося в собственности без обременения, в котором проживают его наследники.

В случае смерти должника первоочередными становятся текущие платежи – на погребение, оплату услуг нотариуса и содержание наследства.

Все нереализованное имущество затем может быть разделено между наследниками. Утвержденные судом итоги банкротства умершего должника не подлежат пересмотру.

Новое в законодательстве о банкротстве

Физические лица, не знакомые с юриспруденцией, часто не могут правильно заполнить заявление о банкротстве и собрать пакет необходимых документов. Поэтому они обращаются за помощью в специализированные компании. Однако услуги юристов обходятся недешево. Иногда за право стать банкротом приходится платить сумму, сопоставимую с размером долга.

Чтобы облегчить положение таких граждан, Минэкономразвития разработало проект федерального закона об упрощенной процедуре банкротства (ID  04/13/12-18/00087396).

Предусмотренные проектом поправки к закону 127-ФЗ позволят заметно снизить расходы должника – не нужно будет платить вознаграждение управляющему (а это, как минимум — 25 000 рублей). Это является важным нововведением: такая сумма часто может быть весьма существенной для человека, не способного расплатиться с долгами.

Также законопроект содержит в себе следующие положения, регламентирующие упрощенную процедуру банкротства физического лица:

  1. Сумма задолженности должна составлять от 50 000 до 700 000 рублей.
  2. Месячный доход должника не должен превышать трех прожиточных минимумов.
  3. Количество кредиторов ограничено десятью участниками.
  4. Применяется по отношению к должнику, который не менял свое место жительства в течение 4-х месяцев до подачи заявления о банкротстве, не является ИП и учредителем юридических лиц.
  5. Начать упрощенную процедуру банкротства может сам должник.
  6. После подачи заявления должник сразу признается банкротом и начинается процесс реализации имущества, остальные процедуры не применяются.

Сейчас законопроект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы.

Вывод

Процедура банкротства физических лиц на сегодня разработана достаточно подробно. Закон учитывает не только «стандартные», но и особые ситуации. Это позволяет гражданину во многих случаях рассчитывать на положительный исход дела.

В настоящее время законодатели стараются еще больше упростить эту процедуру и сделать ее понятной и доступной практически для любого должника.

Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств: от решения социально-экономических задач к проблемам правоприменения (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 18.06.2015

Сегодняшние условия хозяйствования в России как никогда тесным образом связаны с событиями внешнеполитического характера. Президентом РФ был подписан Указ N 560 «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» . В соответствии с п.

1 Указа в течение одного года со дня его вступления в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

——————————— Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Введение эмбарго в отношении продукции европейских производителей, с одной стороны, создает благоприятные условия для развития отечественного сельского хозяйства. С другой стороны, вновь обостряется внимание к проблемам, которые характеризуют аграрное производство в России на протяжении последних десятилетий.

Среди климата, недостатка финансирования и высокой степени изношенности и дефицита парка сельхозмашин к основным проблемам аграрного сектора в России относят человеческий фактор (вопросы управления и знаний) .

Несмотря на то что в настоящее время сложившаяся ситуация явно благоприятствует созданию «условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности» , необходимо продолжать формирование комплексной экономико-правовой политики поддержки отечественного товаропроизводителя в сфере сельского хозяйства.——————————— URL: http://www.agroinfo.com (дата обращения: 05.09.2014).

Жукова Т.М. Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства // Вестник Пермского университета. 2012. N 3. С. 95.

Особое внимание заслуживают в определении насущных мер поддержки и защиты отечественных производителей те регионы, где условия хозяйствования обладают определенной спецификой.

В Калининградской области помимо климатических условий, нахождения значительной части территории в статусе приграничной само геополитическое нахождение региона имеет определяющее значение для аграриев. «Приграничные регионы чаще всего являются отстающими, так как они менее выгодно по сравнению с внутренними регионами расположены в национальном рыночном пространстве» .

В отношении Калининградской области ситуация оценивается еще более негативно. Она «рассматривается как «двойная периферия», исключенная из основных модернизационных процессов и в зоне европейской интеграции, и в РФ» .

Особые условия функционирования субъектов предпринимательской деятельности в данном контексте могут рассматриваться по аналогии с условиями действия особых правовых режимов .

На уровне формирования концепции правового регулирования экономической деятельности в целом в стране и в особых правовых режимах эксклавное положение территории должно оказывать влияние как на законодательную деятельность, так и на правоприменение.——————————— Федоров Г.М.

Приграничное положение как фактор стратегического и территориального планирования в российских регионах и на Балтике // Балтийский регион. 2014. N 3. С. 74. Себенцов А.Б., Зотова М.В. Потенциал экономико-географического положения Калининградской области: ограничения и перспективы реализации // Балтийский регион. 2013. N 4. С. 113. Повышение внимания ученых к этой проблеме с позиции выработки соответствующей правовой доктрины имеет объективные основания. См.: Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. 2014. N 4. С. 21 — 24.

Эксклав — отдельная часть территории, географически изолированная от основной части своего государства и окруженная чужой территорией. URL: http://www.dic.academic.ru.

Решение вопросов продовольственной безопасности неразделимо с проблемами определения особенностей правового статуса основных субъектов, занятых в аграрной сфере.

Читайте также:  Порядок составления и подачи искового заявления в суд

Правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей традиционно выделяется в самостоятельную группу регулирования.

Особая роль при этом отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам, что подтверждается и повышенным вниманием законодателя .———————————

В Российской Федерации действовали хозяйства, созданные в качестве юридического лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может стать гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя после принятия части первой ГК РФ в соответствии со ст. 23 Кодекса.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства как объединения граждан было определено Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г.

N 302-ФЗ в ГК РФ была включена ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в соответствии с которой хозяйства могут создаваться как юридические лица.

В правовой природе крестьянского (фермерского) хозяйства обнаруживается особый элемент, поддержанный отечественным законодателем. Речь идет о наличии между членами хозяйства родственных отношений. Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством (п. 1 ст.

1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 2003 г.). Фактически речь идет о наличии особой «правосубъектности группы», выделяемой в свое время О.Ф. Гирке, как реально существующего и конституированного в качестве самостоятельного правового института, отличного от своих членов (реалистическая групповая правосубъектность) .

Особые правовые режимы, которые устанавливаются для близких родственников, М.А. Егорова верно связывает с наличием у них особого характера взаимодействия, основанного не на конфликте интересов, а на общей заинтересованности и единой цели .

Не случайно заявление главы хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд только при наличии согласия в письменной форме всех членов хозяйства (п. 1 ст. 218 Закона о несостоятельности ). Однако особенность родственных отношений не связана с единством имущественной основы в организации деятельности хозяйства.

Основное число споров, рассматриваемых судами при ликвидации хозяйства, в том числе и при банкротстве, связаны с исключением личного имущества члена хозяйства или его главы из общего имущества хозяйства .

Двойственность правового статуса, одновременное членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве и получение дохода как физического лица, не наделенного статусом индивидуального предпринимателя, обозначает проблему разграничения имущества и доходов как общих средств хозяйства и квалификации иных доходов как личных .——————————— Ллойд Д. Идея права.

М.: ЮГОНА, 2002. С. 345 — 346. Егорова М.А. Родственные отношения как критерий формирования группы лиц // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 41. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. Определение ВАС РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-7658/12 по делу N А57-10208/09 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Определение ВАС РФ от 29 ноября 2013 г. N ВАС-16367/13 по делу N А11-3496/2010 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства

Константинов, Д. Г. Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства / Д. Г. Константинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66187/ (дата обращения: 12.10.2021).



Определённый интерес представляют нормы о несостоятельности фермерского хозяйства. Как указано в ст.

217 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О банкротстве») [1], основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ) банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. К несостоятельности КФХ применимы общие правила ФЗ «О банкротстве», в числе которых:

– правила об определении состава и размера денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей (ст. 4);

– правила об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве (ст. 10);

– правила о правах кредиторов, полномочиях собрания кредиторов (ст. ст. 11, 12) и т. п. [2].

Специальной нормой выступает положение ст.

218 ФЗ «О банкротстве» о том, что заявление индивидуального предпринимателя — главы КФХ о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов КФХ.

Разумеется, если фермерское хозяйство состоит из одного физического лица, достаточно подать заявление в обычном порядке, так как согласовывать его не с кем.

Положения ст. 221 ФЗ «О банкротстве» определяют состав конкурсной массы КФХ, куда входят все те виды имущества, которые составляют имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.

Помимо этого, упомянуто право аренды принадлежащего КФХ земельного участка и иные принадлежащие ему и имеющие денежную оценку имущественные права (перечень которых не определён в законе, потому что он может быть чрезвычайно широким) [3].

В судебной практике отмечается, что исходя из смысла ст.

221 ФЗ «О банкротстве», которая носит специальный характер по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», одним из критериев невключения имущества в конкурсную массу является приобретение его не на доходы КФХ. Критерием, необходимым для отнесения того или иного имущества к имуществу КФХ, является в том числе и его производственное (целевое) назначение [4].

Таким образом, юридическим фактом, влекущим раздел имущества, принадлежащего КФХ на праве общей собственности, является прекращение его деятельности по одному из оснований, определённых в законе.

При выходе одного из членов КФХ из его состава раздел земельного участка и средств производства не производится.

Смысл этого ограничения состоит в том, чтобы оградить фермерское хозяйство от недобросовестного поведения отдельных граждан и обеспечить его нормальное функционирование и стабильное участие в гражданском обороте.

Таким образом, указанная норма направлена на справедливое и добросовестное распределение результата деятельности хозяйства и вложенных в эту деятельность средств, сил, навыков его членов, а также на недопущение неосновательного обогащения оставшихся (оставшегося) членов хозяйства за счёт вышедшего (вышедших) и наоборот.

При этом выход одного из членов КФХ из его состава возможен только после подачи письменного заявления.

Так, суд, отказывая в удовлетворении требований главы КФХ к физическому лицу о признании его утратившим право членства в КФХ, а также о признании его утратившим право на обращение за денежной компенсацией и раздел имущества КФХ, указал, что по смыслу ст. 9 во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ и ст.

252 ГК РФ выход из членов КФХ возможен после подачи письменного заявления. При этом возникает необходимость урегулирования имущественных взаимоотношений между фермерским хозяйством и гражданином, прекращающим своё членство в нём. [5]

Прямым логическим следствием данной нормы является запрет на отчуждение КФХ части принадлежащего ему участка. Запрет этот безусловен: он не зависит от того, насколько велика площадь земельного участка (в некоторых случаях это ограничение может быть несправедливым, учитывая тот факт, что минимальной площади земли, которая может находиться в собственности КФХ, законодатель не определил).

Хотя закон не указывает, что именно входит в категорию «средства производства», очевидно, что здесь имеет место обычная экономическая классификация понятий, когда выделяются основные средства производства и оборотные средства. Первые переносят свою стоимость на производимую продукцию постепенно, частями, вторые — полностью в течение одного цикла производства.

Лицо, вышедшее из состава фермерского хозяйства, имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в праве общей собственности. Определение величины компенсации зависит от того, каковы доли членов КФХ.

Важно отметить, что законодатель не предусматривает возможности отступления от презумпции равенства долей в случае отсутствия соглашения лиц, образующих КФХ, давая тем самым понять, что его деятельность как субъекта предпринимательства в силу самой природы товарно-денежных отношений должна соответствовать более жёстким и определённым требованиям: если сами лица, входящие в КФХ, не предусмотрели более справедливой пропорции долей, суд не имеет оснований вмешиваться в их внутренние имущественные отношения.

Литература:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *