Какими нпа регулируется. Виды нормативных актов. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
  • Какими нпа регулируется. Виды нормативных актов. Виды нормативно-правовых актов
  • Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
  • Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Приложение1

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

  • Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
  • Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
  • Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
  • Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
  • Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
  • Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Читайте также:  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел» Содержание настоящего пособия раскрывает общее понятие и виды материальной

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

  1. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
  2. Законы
  3. Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. 

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы. 

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ. 
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти. 

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ. 

  • 6. Законы субъектов Федерации
  • Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ. 
  • 7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации 

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции. 

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

  • Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
  • Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
  • Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
  • Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
  • Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

  1. Особый вид нормативных актов – международные законы.

  2. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
  3. В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

  • В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
  • 1) Конституция (Основной закон);
  • 2) федеральные законы;
  • 3) указы Президента;
  • 4) постановления Правительства;
  • 5) нормативные акты министерств и ведомств.
  • Особую группу образуют:
  • а) международные договоры России;
  • б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

  1. Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
  2. Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

  3. Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

     

  4. Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
  5. Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Концептуальные основы представления финансовых отчетов … .
    4.66. Иногда требования законодательства, нормативно-правовых актов или иные требования оказывают влияние … компонентов применяются специфические положения законодательства, нормативно-правовых актов или иные требования. Например, в …
  • О порядке проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
    соблюдение положений … субсидий, ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, которым устанавливается порядок предоставления целевой …
  • Порядок обеспечения ГСМ казенных учреждений МЧС … , приходуется в установленном порядке согласно нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и … по предназначению в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти РФ и … его списания в расход определяется нормативными правовыми актами МЧС и иными служебными документами … бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …
  • Системы оплаты труда. Часть 1: почасовая оплата труда … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Выделяется … иными нормативными правовыми актами РФ

    Государственные учреждения субъектов РФ
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов … РФ
    Муниципальные учреждения
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты …
  • Формирование и учет резервов … , формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и …
  • Исполнение предписания по возмещению причиненного ущерба бюджету субъекта РФ … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной … уполномочен на это соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной …
  • Арбитражное флеш-правосудие? … ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие …
  • Как и у каких работников оценивать квалификацию в учреждениях? … , установленном другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. К категориям работников, труд … ) аттестация обязательна в силу иных нормативно-правовых актов. Во всех случаях независимая оценка …
  • О страховых взносах по социальным выплатам надо продолжать спорить с чиновниками … отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в …
  • IFRS 14 «Счета отложенных тарифных разниц» … орган, который в соответствии с нормативным правовым актом наделен правом устанавливать тариф или … организации, если согласно законодательному либо нормативному правовому акту данный орган обязан устанавливать тарифы … на то законодательным или иным нормативным правовым актом.
    Продолжение применения существующей учетной политики …
  • Обязанности работодателя в связи с вступлением в силу новых правил охраны труда … в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится … знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (п. 3.3 Порядка). … им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ … ст. 212 ТК РФ):
    комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в … или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а …
  • Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия … , или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 122 …
  • Годовая инвентаризация … случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
    В частности, для казенных … финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета … -10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат … бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета …
  • Новые положения Закона о контрольно-счетных органах субъектов РФ и муниципалитетов … уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства РФ … соответствующего субъекта РФ и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей … законом субъекта РФ или муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации и деятельности …
  • Основные правила проведения инвентаризации … № 02-07-07/113668 отметил:
    нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не … – Указания № 49), не относятся к нормативному правовому акту, устанавливающему обязательные требования к проведению … случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
    Годовая инвентаризация
    В соответствии …

Нормативный правовой акт — это… Что такое Нормативный правовой акт?

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права.

Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты.

Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество.

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.

) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация — Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1. Законы:

  • Федеральные конституционные законы.
  • Кодексы и Федеральные законы.

2. Подзаконные правовые акты:

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т. д.
  • комплексные

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[5]

Примечания

Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

Источник: Журнал «Отдел кадров коммерческой организации»

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя.

Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст.

8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст.

8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много.

Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п.

Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 №428‑6‑1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно «стареньком» Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • «Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности».
  • «Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права — правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия».

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права — здесь

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *