Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей « ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью « Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

  • работать с исполнителем без договора;
  • заключать типовой договор об оказании услуг или на выполнение работ.

Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Ответственность за нарушение исключительных прав — ст. 1301 ГК РФ Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото по-прежнему остались у автора — фотографа.

В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав.

Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Дело № А07-8890/2017

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

Иллюстратор создал серию картинок. Предприниматель хочет разместить эти картинки на одежде своего производства. Он договаривается с иллюстратором о том, как и где будет использовать картинки. Например, выпустит 300 футболок с иллюстрацией автора. Все условия они описывают в лицензионном договоре. Если речь шла только о печати картинок на футболках, компания не может напечатать их на сумках или повесить на стенах в магазине.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии».

Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право.

Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом Пример акта приема-передачи от автора иллюстраций заказчику

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом Это один из пунктов о передаче исключительных прав в договоре для авторов Тинькофф Бизнеса. Банк получает исключительное право на статьи в день подписания акта

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом.

Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику.

Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.

Исключительное право на произведение: договор, нарушение, передача

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

Наши источники:

???????? Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

???? Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10.

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Читайте также:  Статья 32.7 КоАП РФ с комментариями - ст. 32.7 КоАП РФ. Исчисление срока лишения специального права

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность.

Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа.

Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер. 

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Дело № А40-202764/2018 

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут. 

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Статья: как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ. 

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

  • Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:
  • — трудовом договоре,
  • — должностной инструкции,
  • — техзадании на конкретный проект.

Если программист напишет статью «Как продать новый мессенджер», это не станет служебным произведением. Пусть даже статью он писал в рабочее время в офисе. Права на статью выкупать придётся отдельно, зарплатой не отделаться. Это позиция Верховного суда из п. 104 Постановления от 23.04.2019 № 10.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них. 

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:

Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом

А об оплате так:

Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом

Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Образец акта приёма исключительных прав

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

Статья актуальна на 28.01.2021

РАО: старые вопросы, новые ответы. Разъяснения юристов

8.10.2020

Несмотря на заверения государства о господдержке телекабельной отрасли и приостановке любых проверок пострадавших от пандемии бизнесов, мы раз за разом фиксируем нарушения этих заверений. Так, мы уже рассказывали о «своевременных» и совершенно незаслуженных штрафах Роскомнадзора для операторов.

А в последнее время участились жалобы на действия Российского авторского общества (РАО), запросы от которого в массовом порядке получают вещатели, несмотря на вышеупомянутые обещания государства и здравый смысл.

Ведомство проводит мониторинг практически всего вещательного рынка и, как обычно, двигает им отнюдь не праздное любопытство. 

Мы обратились к экспертам крупнейшей международной юридической компании Morgan Lewis*, консультирующей целый ряд крупнейших телеканалов, с просьбой рассказать о полномочиях, правах и обязанностях РАО, а также о законности их притязаний в спорах с вещателями. На вопросы «Кабельщика» ответили партнер Анастасия Дергачёва, юристы Анастасия Киселёва и Алена Нескоромюк.

Форма договора с композитором (автором музыкального произведения) о передаче исключительного права на музыкальное произведение, заключаемый между юридическим и физическим лицом

   Анастасия Дергачева       Анастасия Киселева        Алена Нескоромюк

Что защищает авторское право, а что – смежное право?

Как авторское, так и смежное право — это неотъемлемые составляющие права интеллектуальной собственности.

Авторское право защищает права авторов на произведения, которые соответствуют двум критериям: были созданы творческим путем и выражены в объективной (осязаемой) форме.

Произведениями и, соответственно, объектами авторского права являются, например, лекции, романы, картины, музыкальные произведения.

Смежное право возникло как производное от авторского. По функциональной направленности смежное право защищает право на доведение произведений (объектов авторского права) до сведения аудитории, например, посредством исполнения, создания фонограммы или сообщения в эфир.

Таким образом, например, музыкальный трек как объект интеллектуальной собственности содержит в себе как объекты, которые защищает авторское право: музыку и текст песни, так и объекты смежного права: исполнение певца и музыканта, фонограмму, созданную студией звукозаписи.

Какие существуют основные отличия, а возможно и противоречия в области очистки авторских прав на телевидении в РФ и других странах?

Система «очистки» прав как на территории РФ и, например, в Европе, в целом, схожа. «Очистка» осуществляется путем заключения лицензионного договора напрямую с правообладателями или с обществами, которые управляют авторскими и смежными правами на коллективной основе.

В России коллективное управление авторскими правами осуществляет Российское авторское общество (РАО), а смежными правами (права исполнителей и изготовителей фонограмм) – Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Если взять в качестве примера Великобританию, то там также существуют общества, управляющие авторскими и смежными правами: Performing Right Society for Music Limited (PRS for Music) и Phonographic Performance Limited (PPL).

РАО и ВОИС осуществляют взаимодействие и предлагают заключение договоров по принципу «одного окна».

В Великобритании для упрощения получения лицензий в 2018 году было создано PPL PRS Ltd – совместное предприятие PRS for Music и PPL, которое уполномочено выдавать единую лицензию, так называемую «TheMusicLicence», покрывающую одновременно право на использование объектов авторских и смежных прав, для таких пользователей как, например, кафе, рестораны, музеи, фитнес-клубы. Однако лицензирование для целей теле- и радиовещания по-прежнему осуществляются PRS for Music и PPL по отдельности, а не их совместным предприятием.

Но, например, в США очистка прав усложняется наличием нескольких организаций, осуществляющих коллективное управление правами, число которых ежегодно продолжает расти. Наиболее крупными из них являются ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), Broadcast Music, Inc.

и SESAC (Общество по защите авторских прав европейских музыкальных авторов и композиторов), каждая из которых имеет свой реестр произведений.

Поскольку авторами одного музыкального трека могут быть несколько авторов текста или композиторов, которые передали свои права разным организациям, то в таких ситуациях пользователям приходится заключать лицензионный договор с каждой из организаций (ASCAP, Broadcast Music, Inc. и SESAC). 

Есть ли в России различие между правами и обязанностями по авторским правам между каналами мультиплекса и платными каналами?

Нет, положения Гражданского кодекса Российской Федерации об авторском праве не содержат исключений или различий в отношении прав и обязанностей для каналов мультиплекса и платных каналов.

В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении (например, телепрограмме или телефильме) имеют право на вознаграждение при любом публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю.

РАО уже много лет приходит и к каналам, и к операторам с требованием заключить с ним (РАО) контракт и платить им деньги. Насколько законно это требование? Если да, каким образом должно определяться вознаграждение авторскому обществу со стороны телеканалов и операторов? Интересно также, каким образом этот вопрос регулируется в других странах.

Читайте также:  Обжалование (оспаривание) дисциплинарного взыскания в суде - срок по ТК РФ, судебная практика

По правилам Гражданского Кодекса РАО, действительно, вправе требовать заключения лицензионных договоров от лиц, которые используют в своей деятельности музыкальные произведения,  (в случае, когда такие лица не заключили лицензионные договоры напрямую с правообладателями) или договоров о выплате вознаграждения. Но авторы не обязаны уведомлять РАО о заключении договоров напрямую с пользователями. Поэтому на практике соответствующим пользователям приходится информировать РАО о договорных отношениях напрямую с автором в том случае, если РАО обращается к пользователю с требованием о выплате вознаграждения.

Кто именно должен заключать договор с РАО – телеканал или оператор – прямо не урегулировано в Гражданском кодексе.  На практике, ответ на него во многом зависит от того, какой тип договора заключен между телеканалом и оператором, и как стороны согласовали обязанности по очистке прав в соответствующем договоре.

Вознаграждение, которое должно уплачиваться авторскому обществу, рассчитывается пользователем самостоятельно, исходя из ставок, критериев и минимальных сумм вознаграждения, которые установлены РАО и доступны публично.

В частности, ставки авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир, по кабелю и через спутник определяется исходя из процентного соотношения хронометража используемых произведений с общим хронометражем и рассчитывается от суммы доходов за квартал.

При этом РАО установлены размеры минимальных квартальных платежей в зависимости от численности населения на территории вещания.

Например, если хронометраж используемых произведений составляет более 60% от общего объема вещания, то ставка за сообщение произведений в эфир или по кабелю составляется 3% от квартальных доходов, но не менее 150 тысяч рублей в квартал, если численность населения территории вещания составляет свыше 4 миллионов человек.

В Великобритании, к примеру, порядок определения авторского вознаграждения различается в зависимости от того, проведен ли анализ телеканала Британским исследовательским советом по вещанию (BARB) или нет.

Для телеканалов, в отношении которых анализ проведен, ставки устанавливаются на индивидуальной основе («on a case-by-case basis») с учетом процентного соотношения музыкальных произведений от общего объема вещания, процентного соотношения объема созданного самостоятельно или приобретенного контента от общего объема вещания, показателей просмотра канала, а также количества стран (не считая Великобританию), которым будет доступен канал. Для тех каналов, вещание которых по большей части состоит из музыкальных клипов или музыкальных программ, платеж составит 6% от годового валового доход, при этом минимальный платеж составляет 17 737 фунтов стерлингов в год.

На данный момент у большинства каналов в лицензионных контрактах написано, что все права на территорию Российской Федерации очищены, однако за авторские права должен платить оператор. Как так? Почему канал сам не очищает авторские права?

Законодательство РФ устанавливает, что право на авторов музыкальных произведений возникает в связи с публичным исполнением, сообщением в эфир и по кабелю.  Соответственно, очищать авторские права обязано лицо, которое использует соответствующий объект интеллектуальной собственности.

В отношении музыкальных произведений на телеканалах, такое использование путем сообщения в эфир или по кабелю, а также путем ретрансляции осуществляют не сами каналы, а операторы связи, которые обладают соответствующими лицензиями на оказание услуг связи и заключили лицензионные договоры с телеканалами. Эта позиция была поддержана в ряде судебных решений  (см.

, например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2017 N С01-236/2017 по делу N А65-11742/2016).

Операторы часто настаивают на том, чтобы в контракте было написано, что все права, включая авторские, были очищены каналом. Может ли это реально сделать канал?

В первую очередь, надо отметить, что «очистить» права раз и навсегда, заключив договор с автором музыкального произведения, невозможно.

Право на получение вознаграждения при публичном исполнении, передаче в эфир и по кабелю, сохраняется у автора музыкальной композиции даже в том случае, если такая композиция была специально написана для этой телепрограммы.

Но действительно технически возможен вариант, при котором договор с РАО будет заключать телеканал.

Например, в случае, когда между телеканалом и оператором связи заключается не лицензионный договор, а договор об оказании услуг связи, телеканал как раз и будет являться лицом, которое использует объекты интеллектуальной собственности, и которое, соответственно, обязано очистить авторские права.

Оператор связи, при этом, будет выступать в более технической роли, и оказывать, например, услуги по доставке сигнала. На сайте РАО размещены ставки авторского вознаграждения, подлежащего уплате телеканалом. Ставки зависят от способа доведения произведений до конечного потребителя, то есть будет ли это сообщение в эфир, по кабелю или через спутник, и рассчитываются как процент от квартального дохода в зависимости от процентного соотношения хронометража используемых произведений от общего объема вещания.

Кроме того, вне зависимости от того, кто будет являться ответственным за очистку прав, следует избегать ситуации, при которой за один и тот же факт использования будет производиться двойная оплата, то есть и оператором связи, и телеканалом.

Если на канале вообще не используются произведения российских авторов, может к нему предъявить претензии РАО (или к оператору по поводу такого канала)?

РАО ведет достаточно активную деятельность по заключению партнерских договоров с иностранными организациями, управляющими правами на коллективной основе, и вправе защищать права иностранных авторов.

В настоящий момент РАО заключило 194 договора о взаимном представительстве интересов со 122 иностранными авторско-правовыми организациями в 70 странах мира. В связи с этим РАО вправе представлять интересы более 2 миллионов зарубежных правообладателей.

Реестр произведений зарубежных правообладателей доступен публично на сайте РАО.

  • Если канал использует музыку только собственного автора (сотрудника) или так называемую музыку с открытой лицензией (бесплатную), он может не платить РАО?
  • В случае создания музыки сотрудником телеканала в рамках трудовых отношений и должностных обязанностей, исключительное право на такое служебное произведение будет принадлежать каналу как работодателю, при этом право сотрудника на получение вознаграждения сохраняется. 
  • Если сотрудник создал музыкальное произведение вне рабочего времени или вне рамок своих должностных обязанностей, каналу необходимо будет обеспечить соответствующее правовое основание для использования такого произведения, а также выплатить вознаграждение.
  • Решение вопроса о том, обязан ли работодатель платить РАО, будет зависеть от того, как сформулированы положения об интеллектуальной собственности в трудовом договоре и должностной инструкции сотрудника (в том числе о выплате вознаграждения).
  • При наличии недостатков в регламентации взаимоотношений между сотрудником и работодателем, а также при отсутствии выплат со стороны работодателя, автор праве обратиться к РАО для реализации и защиты своих прав на получение вознаграждения.
  • В отношении произведений, созданных автором и используемых на основании открытой лицензии (с полным соблюдением предоставленных прав и ограничений), РАО не вправе требовать заключения лицензионного договора и выплаты вознаграждения.

Если на канале идет музыка Чайковского или другого классика, должен ли канал ли платить РАО и кто в итоге получит эти деньги? Наследники? Или исполнители? Или деньги просто остаются у РАО? Если просто у РАО, то по какому праву?

Исключительное право автора на произведение сохраняется в течение всей его жизни и семидесяти лет с 1 января года, следующего за годом его смерти. После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться без согласия и без выплаты вознаграждения.

РАО не осуществляет управление правами на произведения, перешедшие в общественное достояние.

Но важно учитывать, что авторские права (к примеру, права композитора) и смежные права (права исполнителя, права звукозаписывающей компании) не являются в этом смысле взаимозависимыми, и при отсутствии/прекращении авторских прав смежные права могут продолжать действовать.

Читайте также:  Лишают прав за отказ от медосвидетельства: как избежать лишения

Если на канале идет музыка живущего ныне композитора, РАО передает деньги ему? Существует ли какая-то отчётность? Как композитор узнает, сколько собрали с операторов или каналов именно за его произведение?

РАО вправе осуществлять управление правами, полученными как на договорной, так и бездоговорной основе. По общему правилу, автор заключает с РАО договор о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, а также регистрирует произведение для распределения и выплаты авторского вознаграждения.

Информацию о ставках авторского вознаграждения, о суммах собранного вознаграждения, порядке его распределения и произведенных удержаниях автор может проверить в личном кабинете на сайте РАО.

Ставки авторского вознаграждения варьируются в зависимости от способа использования произведений.

Выплата авторского вознаграждения за использование произведений осуществляется регулярно, но не реже 4 раз в год после удержания налогов, комиссий РАО и отчислений в специальные фонды; порядок и размер удержаний устанавливается РАО в одностороннем порядке.

Размер удержаний РАО зависит от того, является ли автор индивидуальным предпринимателем, самозанятым или просто физическим лицом. С октября 2019 года комиссии с авторского вознаграждения были повышены в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд согласно официальной позиции РАО.

Так, размер комиссий в отношении автора – физического лица вне зависимости способа использования произведения с октября 2019 года составляет 45%. В отношении индивидуальных предпринимателей (а также юридических лиц) и самозанятых размер комиссии зависит от способа использования произведений.

Например, при использовании произведений на телевидении РАО удерживает 30% вознаграждения.

Как вообще автор узнает, что его представляет РАО? Насколько мы понимаем, есть авторы, с которыми у РАО заключены договоры, а есть те, которые «не выразили несогласия» по сотрудничеству с РАО, и РАО их представляет может быть даже без их ведома.

Несмотря на то, что основным принципом для получения прав авторов и управления ими является заключение договора с автором, РАО как аккредитованная организация согласно п. 3 ст.

1244 ГК РФ вправе осуществлять бездоговорное коллективное управление правами. По факту, РАО осуществляет свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего всех авторов (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.

2012 N 11277/12 по делу N А40-74258/11-51-639).

Поскольку государственная аккредитация на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов может быть получена только одной организацией, и такой организацией является РАО, то невозможна ситуация, при которой права автора осуществляют несколько организаций (как это было ранее). Автор, который не заключал договор с РАО и не хочет, чтобы РАО управляла его правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления РАО его правами путем направления письменного уведомления.

_____________________________________

* По версии рейтинга Media Law International, Морган Льюис признана одной из лучших международных юридических фирм по всему миру (Tier 1) в праве телекоммуникаций и медиа.

Юристы Морган Льюис представляют интересы издательств, киностудий и различных компаний в индустрии развлечений. Фирма имеет значительный опыт сопровождения проектов в области телевещания и предоставления телевизионных сервисов и услуг.

Команда Морган Льюис также регулярно консультирует клиентов по вопросам, связанным с новыми технологиями распространения телевизионных программ.  

Исключительное право переходит к издательству (в том числе к музыкальному)

Говорить мы сегодня будем об ошибке, которую авторы совершают при взаимодействии с издательствами.

Причем ошибка эта свойственна как авторам-писателям, так и авторам-музыкантам. А издательства на этом здорово наживаются, пользуясь тем, что сами авторы не особо разбираются в правовых терминах, а качественные юридические услуги для многих из них не по карману.

Итак, по традиции, представим ситуацию:

После многомесячных мучений и бессонных ночей автор, наконец, счастлив – одно из издательств готово выпустить его гениальное литературное произведение. Издатель обещает взять на себя решение всех вопросов с оформлением обложки, рецензиями, типографией, розничными магазинами, перекупщиками и автограф сессиями. И вот он – долгожданный контракт! На радостях автор подписывает его, не глядя.

И все, вроде бы здорово, действительно книга вышла в свет, продается, гонорары оплачиваются.В какой-то момент автору поступает предложение об экранизации, он на седьмом небе от счастья, уже видит себя новой Джоан Роулинг. Но, узнав об этом, издатель почему-то меняет тон.

Заявляет, что автор не вправе заключать контракт на экранизацию, что именно с ним – с издателем – должны вестись все переговоры и что именно он будет решать вопрос об экранизации. В ответ на недоумение автора издательство рекомендует автору перечитать контракт.

К сожалению, такие (ну или очень похожие) ситуации не редкость.

Отдав свой договор с издательством на анализ юристу, автор убеждается, что дело плохо. Оказывается, имущественное право на его книгу теперь принадлежит издательству, а он, автор, не имеет никаких прав.

Почему такое происходит? Тут нужно оговориться: конечно, не все издательства грешат такой уловкой, но многие. За свою практику (которая на момент написания этой статьи составляет 12 лет 4 месяца и 16 дней) я встречал 5 или 6 подобных случаев. Это много.

Итак, в чем же могут быть проблемы при взаимодействии с издательством и как избежать ошибок?

1) Договор с издательством должен предусматривать предоставление издательству права использования книги. Но бывает, что издательства маскируют формулировки в своих контрактах так, что автор отчуждает издательству исключительное право на книгу.

Отчуждение исключительного права на книгу означает, что теперь правообладатель – это издательство. Навсегда! А автор имеет только личные неимущественные права (право на имя и право авторства) и право на гонорар, предусмотренный договором.

Причем размер гонорара вряд ли поменяется, если издатель решит экранизировать книгу, переиздать и т.п.

  • Отчуждение исключительного права часто путают с исключительной лицензией и на этом тоже играют издательства; термины похожи, в них легко запутаться, не владея юридическим тонкостями.
  • Исключительная лицензия ограничивает автора в заключении договоров с другими издательствами (чтобы не было параллельных тиражей), но при этом автор остается правообладателем и после окончания срока исключительной лицензии может снова распоряжаться произведением.
  • А отчуждение исключительного права, как я уже указал – это для автора полная бессрочная потеря прав на книгу.

Поэтому при заключении договора с издательством нужно очень внимательно изучать предлагаемый договор. Если что-то не понятно, то нужно обращаться к юристу.

2) К сожалению, многие издательства в своих договорах используют неправильную юридическую терминологию. Вряд ли это делается намеренно; скорее из экономии издателей на грамотном юридическом сопровождении. Однако истинную причину такого безответственного отношения издательств к их формам договоров я до сих пор понять не могу.

С 2008 года все отношения в области интеллектуальной собственности регулируются 4 частью ГК РФ. Но даже сегодня у издательств встречаются договоры, в которых фигурируют термины и юридические конструкции из старого закона об авторском праве и смежных правах, который действовал с 1993 по 2008 год.

Использование таких устаревших терминов и формулировок может привести к признанию договора незаключенным. Или же к переквалификации договора – это когда суд признает Ваш договор совсем не тем договором, на который Вы рассчитывали. Я уже писал подробно об этом в других своих публикациях.

Поэтому совет – перед подписанием договора выверяйте формулировки. Надо, чтобы они соответствовали Гражданскому кодексу. Тогда можно будет точно определить, какой договор Вы заключаете, и какие последствия он повлечет для сторон.

Всё вышеописанное применимо и к музыкальным издательствам (лейблам), поэтому перед подписанием долгожданного контракта стоит взять себя в руки, отодвинуть эмоции на задний план и включить голову.

Пожалуй, на этом всё. Заключайте договоры правильно, подходите к этому этапу ответственно и не стесняйтесь обращаться к юристам.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *