Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

Оглавление

В соответствии с Законом №127-ФЗ, более известным как Закон о банкротстве, в процессе признания неплатежеспособности физлица обязательно должен участвовать финансовый управляющий. На время проведения процедуры он контролирует все вопросы, связанные с распоряжением имуществом и деньгами, которое принадлежит должнику.

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

При этом следует учитывать, что финансовый управляющий при банкротстве физических лиц обеспечивает защиту законных прав и интересов обеих сторон конфликта. С одной стороны, он обеспечивает использование получаемых должником средств на погашение его задолженностей.

В то же время управляющий — это своеобразный гарант защиты от самоуправства и нарушения прав потенциального банкрота. Другими словами, управляющий здесь выступает в роли связующего звена между сторонами спора.

Более того, во многих ситуациях от действий финансового управляющего зависит весь исход дела: будет ли погашена вся сумма задолженности или же какая-то ее часть будет списана, или платёжеспособность должника будет восстановлена. Поэтому к выбору этого участника процесса нужно подходить с максимальным вниманием и ответственностью.

Кто такой финансовый управляющий?

Прежде всего, нужно разобраться, что это за специалисты и в чем заключаются их функции.

Без этого невозможно правильно и в полной мере осознать важность его участия в процессе личного банкротства.

в соответствии с позицией законодательства, финансовым управляющим в деле о личном банкротстве гражданина может являться арбитражный управляющий, являющийся действующем членом отраслевой СРО.

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

В каждом отдельном деле финансовый управляющий утверждается арбитражным судом. Предоставить подходящую кандидатуру обязана саморегулируемая организация, в которой состоит арбитражный управляющий, если у участников процесса не будет заявлено отводов, то кандидатура будет утверждена. И это будет значительным шагом к успешному разрешению возникшей ситуации.

Ведь управляющий обязан действовать беспристрастно и обеспечивать соблюдение интересов всех сторон процесса — однако если его привлек потенциальный банкрот, то при возникновении спорных ситуаций финуправляющий с большей вероятностью примет его сторону, а не кредитора. Это дополнительно подтверждает важность правильного выбора такого специалиста.

Список задач, которые выполняет финансовый управляющий при банкротстве физических лиц, обширен:

  • он уведомляет всех выявленных кредиторов о начале процедуры личного банкротства должника;
  • после рассмотрения заявления требований кредиторов к должнику управляющий организует их собрание;
  • если кредиторы и должник не смогли достигнуть мирового соглашения, этот специалист контролирует ход реструктуризации задолженности;
  • при признании гражданина банкротом и открытии процедуры реализации его имущества на торгах финансовый управляющий контролирует весь процесс, распоряжается выставленным на продажу имуществом, финансами, поступающими на счета, участвует в судебных разбирательствах относительно прав на то или иное имущество;
  • оспаривает сделки должника или формирует заключение об отсутствии признаков оспоримой сделки;
  • выделяет долю супруга – банкрота в совместно нажитом имуществе.

Более того, большинство разрешенных операций с деньгами и имуществом банкрот может проводить только через финансового управляющего. Это необходимо для защиты интересов кредиторов и предотвращения попыток избавиться от активов, которые могут использоваться для погашения задолженности перед кредиторами.

Смена финансового управляющего — возможна ли?

Несмотря на то, что кандидатура этого участника процесса утверждается арбитражным судом, потенциальный банкрот может подать ходатайство о его отстранении и назначении другого арбитражного управляющего. Для этого нужны веские основания — однако это возможно по закону.

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

Замена управляющего в зависимости от ситуации может защитить от причинения ущерба, нарушения прав должника и т.д. Например, при большом доходе должника он может специально затягивать процедуру банкротства для длительного и большего ежемесячного удержания заработной платы в конкурсную массу.

Для смены финансового управляющего необходимо направить в арбитражный суд жалобу на неправомерные действия или бездействие арбитражного управляющего с подробным обоснованием претензии к деятельности текущего специалиста. Согласно законодательству, основанием для назначения нового управляющего могут быть:

  • неисполнение возложенных обязанностей;
  • исполнение обязательств перед той или иной стороной процесса в ненадлежащем качестве.

Не являются основаниями для смены ФУ нарушения, не ставшие причиной существенного материального ущерба, не повлекшие значительных нарушений прав должника и кредиторов.

Однако если финуправляющий нарушает Ваши права или действует в интересах одной из сторон ущемляя в правах другую сторону, то Закон дает вам потенциальную возможность сменить его. Чтобы добиться требуемого результата, следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой, такую помощь вы найдете в Юридическом бюро №1.

Наши юристы специализируются именно на вопросах личного банкротства — и поэтому точно знаем, что и как должен делать управляющий. Обратитесь к нам — и мы постараемся помочь вам получить услуги специалиста, для которого основной целью будет эффективное решение проблемы клиента.

В отдельных ситуациях подать ходатайство о смене может сам финансовый управляющий либо СРО, в которое он входит. Разобраться в этой ситуации, определить особенности дальнейших действий и предотвратить возможные ошибки должнику в этой ситуации также поможет обращение за юридической помощью к квалифицированным специалистам.

Особенности привлечения сторонних лиц

П.9 ст. 213 Закона о банкротстве предоставляет финансовому управляющему для исполнения своих функций привлекать сторонних субъектов профессиональной деятельности. Теоретически это должно помочь им более эффективно выполнять свою деятельность. Однако для должника это, прежде всего, дополнительные расходы, поскольку оплата деятельности таких лиц ложится на имущество должника.

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

В то же время Законом установлены определенные правила привлечения сторонней помощи, что призвано защитить должника от необоснованных трат. Вот основные особенности использования посторонней помощи при банкротстве физлица:

  • управляющему необходимо согласовать с кредиторами должника расходы, превышающие лимит, установленный законом, на таких специалистов;
  • подать в суд ходатайство об утверждении лимита на таких специалистов;
  • судом также определяется размер оплаты услуг сторонних субъектов;
  • необходимость привлечения таких лиц к проведению процесса личного банкротства, а также предлагаемая стоимость их труда должны быть обоснованы действующим финансовым управляющим;
  • направленное в арбитражный суд ходатайство может рассматриваться до 10 рабочих дней, после чего организуется заседание, в котором принимают участие все стороны процесса;
  • привлечение управляющим сторонних лиц возможно только с соглашения должника.

Если кредиторы не возражают против привлечения специалистов, а более того – просят о их привлечении, то они и несут расходы по оплате услуг таких специалистов, в таком случае можно обойтись без судебного заседания.

Издержки финансового управляющего

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

К таким специалистам предъявляется множество серьезных требований — и это обусловливает дороговизну самого процесса становления управляющим. Вот лишь некоторые расходы, которые ложатся на его плечи:

  • получение профильного высшего образования — несколько сотен тысяч руб.;
  • прохождение курсов профессиональной переподготовки — примерно 50 тысяч руб.;
  • прохождение стажировки в Саморегулируемой организации — не менее 15 тысяч руб.;
  • вступление в отраслевую СРО — около 200 тысяч руб.;
  • регулярные членские взносы в СРО — в среднем 50 тысяч руб.;
  • страхование ответственности — приблизительно 60 тысяч руб.

Таким образом, даже без оплаты образования юристу, планирующему стать финансовым управляющим уже на начальном этапе карьеры придется потратить порядка 300 тысяч рублей. Плюс сюда добавляются платежи в СРО каждый квартал, взносы в Пенсионный фонд при ведении частной практики, плата за подключение электронно-цифровой подписи и другие расходы.

И ввиду такой затратности начала собственного дела на поприще арбитражного управления услуги специалиста данного профиля не могут быть чрезмерно дешевыми.

Даже при попытке демпинга такой юрист должен учитывать объемы собственных издержек. В то же время нужно учитывать и законы рынка, где доступная цена является одним из наиболее значимых факторов выбора.

Поэтому Юридическое бюро №1 большое значение придает ценообразованию своих услуг.

Мы анализируем рыночные предложения — и стараемся обеспечить своим клиентам доступную цену наших услуг без потери их качества или собственной прибыли.

Разрешение споров и жалоб

  • Действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц может становиться предметом претензий со стороны любых лиц, принимающих участие в рассмотрении конкретного дела.
  • Основными причинами для такого оспаривания являются исполнение обязанностей в неполном объеме, злоупотребление полномочиями, ущемление прав и интересов той или иной стороны разбирательства.
  • Чтобы обжаловать действия или бездействие управляющего, необходимо подать соответствующее заявление, жалобу либо ходатайство. Причем направлять свои претензии можно в одну из нижеприведенных инстанций:
  • арбитражный суд;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • органы полиции или прокуратура;
  • Росреестр;
  • Минфин и другие ведомства.

Направлять жалобу следует в арбитражный суд – рассматривающий дело о банкротстве должника.

По результатам ее рассмотрения, если будет принято положительное решение и нарушения посчитают значительными, финансовый управляющий будет отстранен от выполнения своих обязанностей.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке автомобиля в 2021 году

Обязанности банкрота

При проведении процедуры личного банкротства должнику необходимо помнить, что определенные задачи здесь имеются не только у финансового управляющего, но и у него самого. Вот лишь некоторое из того, что должен делать потенциальный банкрот:

  • Распоряжаться имуществом и деньгами только с согласия арбитражного управляющего;
  • предоставлять по требованию ФУ любую информацию, необходимую последнему для выполнения своих функций.

Подробный перечень обязанностей должника закреплен в Законе ”О банкротстве”. И только при их неукоснительном соблюдении можно рассчитывать на максимально эффективное разрешение сложившейся ситуации.

Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц

Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:

  • Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
  • При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
  • Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.

Для чего назначается временный управляющий при банкротстве

Чтобы не ошибиться с выбором и заручиться поддержкой по-настоящему опытного, умелого и непредвзятого специалиста, можно пойти различными путями. Одним из наиболее удобных будет обращение в Юридическое бюро №1. Мы предложим вам услуги квалифицированных управляющих, которые специализируются именно на вопросах банкротства физических лиц.

Чтобы узнать, как мы работаем, просто позвоните нам по телефону, указанному на сайте. В ходе такой консультации мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Если же что-то останется для вас непонятным, то мы сможем продолжить консультацию при личной встрече.

Временный управляющий в стадии наблюдения при банкротстве юридического лица: права, обязанности, план действий в 2021 году

После поступления в арбитражный суд заявления от должника или его кредиторов заявления о признании финансовой несостоятельности, суд в течение трех дней выносит официальное определение о его принятии. После чего на предприятии вводится наблюдательная процедура.

Согласно закону 127-ФЗ контролирующие функции на этапе наблюдения принадлежат временному управляющему. Временный управляющий курирует только наблюдательную стадию.

Назначение временного управляющего в стадии наблюдение

Механизм назначения временного управляющего законом детально не определен из-за чего часто возникают спорные ситуации. Так, он должен начать свою работу одновременно со стартом процедуры наблюдения.

Но не совсем понятно, кто должен ходатайствовать о его назначении: на данном этапе не все кредиторы бывают осведомлены о начале процедуры банкротства, а должнику указывать на кандидатуру управленца запрещается.

В ст.59 законодательства о банкротстве предусмотрены следующие варианты назначения временного управляющего:

  • из числа кандидатур/СРО, предложенных кредиторами юридического лица;
  • из кандидатов, зарегистрированных в суде в качестве управляющих, при отсутствии предложений.

Так как все кредиторы о начале процедуры несостоятельности  еще не осведомлены, подать ходатайство может любой кредитор, даже имеющий небольшие по сумме требования. В результате нередко временный управляющий начинает действовать в интересах кредитора, ходатайствовавшего о его назначении. Это на практике приводит к злоупотреблениям.

Процедура наблюдения может длиться от трех до пяти месяцев. Соответственно, именно столько составляет продолжительность работы данного арбитражного управленца. Поэтому весьма важно назначить управляющего как можно быстрее.

К кандидатуре временного управляющего предъявляются следующие требования:

  1. отсутствие судимостей;
  2. неучастие в управлении компании-должника;
  3. неангажированность в пользу должника или кредиторов.

Временный управляющий приступает к исполнению своих обязанностей вплоть до:

  • назначения временного/административного управляющего;
  • признания должника банкротом и перехода к стадии конкурсного производства;
  • судебного решения об утверждении мирового соглашения между кредиторами и должником;
  • принятия арбитражом решения об отказе в признании должника банкротом.

Права временного арбитражного управляющего

В перечень прав временного управляющего входит:

  1. Направлять в суд требования о признании заключенных юридическим лицом сделок недействительными, фиктивными или ничтожными и их аннулирование. Речь идет о договорах, заключенных с нарушением требований 127-ФЗ. Например, заключенных с взаимозависимыми лицами и на нерыночных условиях. По сути их целью является умышленное ухудшение финансового положения должника и вывод активов.
  2. Согласовывать заключение некоторых сделок руководством компании-банкрота. В числе договоров, которые требуют согласования, входят сделки по распоряжению недвижимостью, имуществом с ценой более 10% балансовой стоимости всех активов юрлица-должника, передаче имущества в доверительное управление; получению новых кредитов и займов; по получению банковских и государственных гарантий; привлечению поручителей; договоров цессии.
  3. При заключении должником умышленно убыточных сделок и непринятии руководством необходимых мер по восстановлению платежного баланса, временный управляющий вправе ходатайствовать об отстранении менеджмента компании от дел.
  4. Запрашивать любую информацию у руководителей юридического лица, в том числе, составляющую коммерческую тайну. Например, сведения об имущественных правах и обязательствах и пр. Если руководство такие документы предоставлять отказывается, управляющий может истребовать их принудительно в судебном порядке. Также наблюдатель наделен правом запрашивать необходимые ему сведения у контрагентов должника при уничтожении первичной документации на предприятии-должнике.
  5. Обжаловать неправомерные требования кредиторов.
  6. Принимать допмеры по обеспечению сохранности имущества.

Обязанности управленца стадией наблюдения

Обязанности временного управляющего вытекают из особенностей наблюдательного этапа банкротства предприятия.

На рассматриваемой стадии наблюдения руководство компании остается на месте и оно продолжает исполнять свои должностные обязанности, но под контролем профессионального управляющего.

При этом на директоров накладываются определенные ограничительные меры. Так, им запрещается осуществлять реорганизацию компании, создавать филиалы и представительства.

Ключевыми целями данного наблюдательного этапа, которые обуславливают спектр обязанностей управленца, являются:

  1. Организовать первое кредиторское собрание, которое будет решать важнейшие задачи дела о признании финансовой несостоятельности должника. Собрание должно быть проведено как минимум за 10 дней до первого судебного заседания по делу о признании несостоятельности предприятия.
  2. Составить реестр кредиторских требований по отношению к потенциальному банкроту. Рассмотрение на предмет обоснованности жалоб от должника о неправомерности включения требований в реестр.
  3. Проанализировать и оценить финансовые активы юридического лица.
  4. Найти оптимальные способы оценки активов.

Помимо указанных базовых целей в спектр дополнительных обязанностей временного управляющего можно включить:

  • определение причин невозможности исполнения взятых на себя обязательств;
  • выявление уровня ликвидности имущества и активов компании;
  • прогнозирование возврата нормального платежного баланса при введении на предприятии реабилитационных процедур: внешнего управления или оздоровления;
  • проведение оценки рыночной стоимости предприятия как комплекса;
  • разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Также наблюдатель должен проанализировать, нет ли в компании черт фиктивного банкротства.

Косвенными свидетельствами этого факта является искаженная финансовая отчетность, ее отсутствие; сокрытие информации о принадлежащем компании имуществе; непринятие юридическим лицом мер по взысканию дебиторской задолженности или переуступка прав требования на нее на заведомо невыгодных условиях; заключение договоров на нерыночных условиях; присутствие среди контрагентов сомнительных компаний и фирм-однодневок; игнорирование требований кредиторов, несмотря на возможность погашения долговых обязательств.

При выявлении признаков фиктивного/преднамеренного банкротства наблюдающий производит оценку возможности привлечения руководителей к субсидиарной ответственности.

Ответственность временного управляющего в процедуре банкротства

Ответственность временного управляющего за неисполнение/ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей может выражаться в его отстранении. Данная процедура производится по инициативе участников дела о банкротстве. После вынесения соответствующего определения (даже в случае его обжалования) управляющий не подлежит восстановлению в должности.

Законодательство предполагает и другие меры ответственности, которые могут применяться к управляющему:

  1. Исключение его из СРО, которая призвана следить за профессиональным уровнем своих участников.
  2. Применение мер ответственности в виде дисквалификации с публикацией соответствующей отметки в Федреестр.
  3. Возмещение убытков, причиненных должнику и кредиторам.
  4. Дополнительные меры имущественной ответственности.
  5. Уголовная и административная ответственность при причинении ущерба в крупных размерах.

После того как временный управляющий приступит к работе ему необходимо разработать перечень мероприятий, который он планирует реализовать за отведенный ему срок. Обычно они перечисляются с указанием сроков их реализации. В план могут включаться такие задачи:

  1. Анализ бухгалтерской отчетности за последние три года.
  2. Анализ сделок предприятия, совершенных за последние три года с учетом рыночных условий, в которых они заключались.
  3. Инвентаризация и оценка активов юрлица.
  4. Анализ круга контрагентов юрлица, поиск среди них неблагонадежных и однодневок, офшорных компаний.
  5. Анализ правомерности требований кредиторов, поступивших на данном этапе.

Также в своем финальном отчете временный управляющий разрабатывает краткий план действий на будущее, исходя из полученных в ходе анализа результатов.

Вознаграждение временного управляющего

По результатам наблюдательной стадии банкротства юридического лица временный управляющий вправе получить вознаграждение за свою работу. Оно складывается из оклада, зафиксированного законодательством, а также начисленных процентов. Выплаты вознаграждения производятся из средств должника и производятся вне очереди (перед погашением кредиторских требований).

Читайте также:  Как заключить агентский договор с туроператором: формы с турагентом

При досрочном сложении полномочий временного управляющего, выплаты прекращаются. При расчете процентной части вознаграждения управляющего оно рассчитывается, отталкиваясь от балансовой стоимости активов должника и составляет:

  • 4% при стоимости активов до 250 тыс.р.;
  • 10000р.+2% — при стоимости активов от 250тыс.р. до 1 млн.р.;
  • 25000р.+1% — при стоимость активов более 1 млн.р.;
  • 45000р. + 0,5% — при стоимости свыше 3 млн.р.

Расходы временного управляющего

Помимо вознаграждения временный управляющий может рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных им в ходе процедуры наблюдения. При этом такие расходные операции должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Компенсация полагается управляющему в том случае, если он не был отстранен от дела за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Расходы, которые понес арбитражный управляющий в ходе процедуры банкротства, взыскиваются из средств должника. Это могут быть затраты на публикацию сведений в Федреестре, оплату услуг привлекаемых специалистов, судебные затраты, организацию кредиторских собраний и пр.

Отчет управленца в стадии наблюдения

После завершения наблюдательной стадии несостоятельности временный управляющий должен предоставить суду и кредиторскому собранию отчетную документацию. В ней должна быть информация о результатах работы и сведения о текущем финансовом положении должника. Кроме того, отчетность должна содержать указания на меры по возврату задолженности, которые были предприняты должником.

В отчете отражается следующая информация:

  • комплексный финансовый анализ предприятия, оценка инвестиционных и хозяйственных направлений работы;
  • предпринятые меры по обеспечению сохранности имущества и выявлению кредиторов;
  • предъявленные суду ходатайства и заявления в ходе процедуры банкротства;
  • заключение о выявлении фактов преднамеренного/фиктивного банкротства (если есть);
  • актуальный список кредиторских требований;
  • протокол первого и последующих кредиторских собраний;
  • обоснование возможности или невозможности восстановления платежного баланса;
  • рекомендации о введении той или иной процедуры банкротства;
  • прочие сведения об исполнении своих обязанностей.

Обжалование действий временного управляющего

Неправомерные действия временного управляющего, ненадлежащее исполнение им своих профессиональных обязанностей может быть обжаловано в судебном порядке. Жалоба может быть подана руководством предприятия, кредиторами или Налоговой инспекцией. При удовлетворении жалобы управляющий может быть привлечен к одной из мер ответственности или отстранен.

Не все действия наблюдателя могут быть обжалованы, а только те, которые нарушили законные права и интересы истцов в деле о банкротстве, спровоцировали убытки у кредиторов или ухудшили финансовое положение юридического лица.

Таким образом, наблюдение можно рассматривать в качестве предварительного этапа процедуры банкротства.

На данном этапе управляющий должен сформировать объективную картину финансовой ситуации на предприятии, защитить имущество от незаконного вывода.

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

  • Введение в проблематику  
  • Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.
  • Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.
  • Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

  1. Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.
  2. Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.
  3. Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.
  4. В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.
  5. Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.
  6. Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

  • Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.
  • В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.
  • Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:
  • — например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);
  • — при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;
  • — при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;
  • — при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: «Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов»15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой к содержанию деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

  1. — деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;
  2. — судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;
  3. — судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;
Читайте также:  Что такое отложенные налоговые активы

— нельзя использовать термины «права» и «обязанности» применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

— судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Внешнее управление как процедура банкротства

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *