У тсж долги за коммунальные ресурсы кто отвечает — Портал о ЖКХ

Большинству управляющих организаций удаётся взыскать с неблагонадёжных плательщиков не больше 10–25% всей суммы долгов. Особенно непросто приходится товариществам собственников жилья, в которых штатные юристы отсутствуют или не могут посвятить работе с должниками весь свой рабочий день.

Между тем, взыскание долгов является прямой обязанностью ТСЖ. Есть случаи, когда в адрес ТСЖ прокуратура выдавала предостережения о недопустимости нарушения закона, поскольку не осуществление ТСЖ претензионно-исковой работы создаёт угрозу нарушения прав и интересов добросовестных жильцов.

Вы узнаете, как ТСЖ и УО упростить работу по взысканию задолженности.

У тсж долги за коммунальные ресурсы кто отвечает - Портал о ЖКХВзыскание долгов за ЖКУ с собственника и членов его семьи

Проблема взыскания задолженности за ЖКУ

В России уже несколько лет актуальна проблема взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги с жильцов домов. Долги жильцов с каждым годом увеличиваются, проблема усугубляется.

Всё усложняется ещё и тем, что ТСЖ и управляющие организации инертны, они жду, когда юристы сами их найдут и предложат помощь, либо выбирают юристов без опыта работы. Они не решают вопрос и со временем пропадают.

Случается, что председатель ТСЖ вынужден вносить свои личные денежные средства, чтобы оплатить коммунальные ресурсы РСО. Это происходит в связи с тем, что должники не платят, а ТСЖ не взыскивает с них долги. Несправедливо, когда кто-то живёт за чужой счёт.

Бесплатный анализ задолженности и работа с должниками

Мы обратились в юридическую компанию «Центр правовых услуг», чтобы узнать, как им удаётся решать проблемы ТСЖ со взысканием долгов. Центр помогает товариществам собственников жилья и УО, которые не могут выделить для этой работы отдельного специалиста или не могут добиться реального результата в борьбе с долгами за коммунальные услуги.

Центр берёт на себя претензионно-исковую работу по взысканию задолженности, а также оказывает иные услуги:

  • готовит и направляет должникам досудебные уведомления;
  • составляет судебные приказы и исковые заявления, а затем направляет их в суд;
  • помогает составить заявление взыскателя и сопровождает исполнительное производство;
  • помогает в административных спорах, когда государственные органы пытаются привлечь ТСЖ к административной ответственности;
  • ведёт договорную работу, деловую переписку, даёт правовые консультации, разрешает споры по разным категориям дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Главное преимущество Центра – бесплатный анализ задолженности. Специалисты проанализируют ситуацию с долгом, дадут рекомендации, как выстроить работу с должником, и оценят реальные перспективы дела. Вряд ли вы согласитесь тратить свои время и деньги, если узнаете, что на должнике ещё 20 исполнительных производств кроме вашего, и он не может вам заплатить.

Поскольку проблема является актуальной и распространенной во всех субъектах РФ без исключения, «Центр правовых услуг» оказывает услуги по всей России, в том числе дистанционно с помощью электронной системы подачи документов и без необходимости встречаться с клиентом вживую.

Встречи с клиентами пока что устраиваются только в Санкт-Петербурге, Москве и Петрозаводске. С ТСЖ и УО из других городов специалисты Центра созваниваются по телефону, скайпу или в мессенджерах, обмениваются документами в электронной форме. Заказчику нужно только предоставить оригинал доверенности и квитанции об уплате государственной пошлины, остальную работу сделает Центр.

У тсж долги за коммунальные ресурсы кто отвечает - Портал о ЖКХКак заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ

Судебная практика Центра правовых услуг

«Центр правовых услуг» помог многим товариществам собственников жилья, оказавшимся в сложной ситуации. Интересны арбитражные споры, в которых участвовали специалисты Центра.

За помощью обратилось ТСЖ. У него юридическое лицо на праве собственности владеет рядом помещений. По одному помещению оно готово платить за все услуги, кроме лифта, а между тем лифт входит в состав общедомового имущества, за которое должны платить все собственники. За второе помещение собственник принципиально не хочет платить.

Проблема не в том, что у него нет денег и есть личные предубеждения. Он считает, что ТСЖ не имеет права с него взыскивать деньги, потому что спорное помещение не относится к дому, это отдельно стоящее здание. На деле же это подвал. Только после вмешательства сотрудников Центра в суде удалось доказать, что ТСЖ имеет право требовать платы за помещения.

ТСЖ обратилось в суд, и в ходе рассмотрения дела выяснилось, что должник умер. Никто не вступал в наследство, и всё шло к тому, что суд должен был отказать ТСЖ в иске по причине смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу.

Юристы Центра смогли доказать фактическое принятие наследства лицом, которое совместно проживало с умершим. Иск суд удовлетворил, сумма долга была полностью взыскана с данного лица как с правопреемника умершего.

В доме, которым управляет ТСЖ, в квартире у одного из жильцов прорвало батарею, в следствие чего соседу снизу были причинены убытки в размере 300 тысяч рублей. В судебном порядке пострадавший пытался возложить ответственность за случившееся на ТСЖ, поскольку полагал, что виною всему является ненадлежащее исполнение ТСЖ своих обязательств по содержанию ОИ в МКД.

Между тем, в ходе судебных процессов Центру удалось доказать невиновность ТСЖ и возложить ответственность на РСО, допустившую критический сбой в работе своего оборудования.

Исход дел о взыскании задолженности

Никто не может гарантировать управляющим организациям и ТСЖ, что они смогут вернуть всю сумму долга.

«Центр правовых услуг» честно признаётся – 20% производств ничем не заканчиваются, порой невозможно вернуть весь долг, потому что у должника нет имущества и средств, чтобы его погасить.

Единственное, что можно сделать в такой ситуации – наложить арест на имущество, но от этого денег на счету УО или ТСЖ больше не станет.

Тем не менее, судебное решение о взыскании задолженности с должника, у заказчика, обратившегося в Центр, будет на руках. Данное решение пригодится ТСЖ при проверке контролирующих органов.

Если у ТСЖ будет иметься не взысканная задолженность, у проверяющих возникнет вопрос, почему с ней не работают.

В свою очередь, когда задолженность просужена и есть вступившее в законную силу решение суда и постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства, действия ТСЖ будут считаться исчерпывающими, и оно не будет привлечено к административной ответственности, в том числе по статье 19.5 КоАП РФ.

Юристы Центра при работе с задолженностью рекомендуют:

  • вести реестр жильцов, с указанием мест их работы, источников доходов, перечнем принадлежащего им имущества;
  • вести претензионно-исковую работу регулярно, не реже 1 раза в квартал, не допускать роста суммы долга;
  • проводить анализ задолженности, оценивать реальные перспективы взыскания и определять первоочередные цели;
  • ограничивать неплательщиков в пользовании коммунальными услугами.

Дополнительную информацию о работе и услугах Центра вы можете получить по телефону: 8 800 600 18 90 и электронной почте: info@mkd-expert.ru.

У тсж долги за коммунальные ресурсы кто отвечает - Портал о ЖКХПравила успешного судебного взыскания платы за ЖКУ для УО и ТСЖ

Что делать, если накопился долг по коммуналке

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам

У тсж долги за коммунальные ресурсы кто отвечает - Портал о ЖКХ

Sambulov Yevgeniy/shutterstock

Коммунальные долги — одна из больных точек российской системы ЖКХ. По последним данным, общая сумма задолженности россиян за коммуналку достигла 625 млрд руб. Среди должников есть как те, кто намеренно не платит за ЖКХ, так и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не может погасить долг.

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам.

Коммунальный долг и санкции

Каждый месяц до 10 числа россияне обязаны оплачивать счета за коммунальные услуги (если не установлен другой срок). После этого наступает просрочка. Если не платить за ЖКУ больше двух месяцев, образуется долг и начисляются пени.

«В каждом случае неуплаты коммунальных услуг нужно разбираться индивидуально. Если неплательщик относится к льготной категории граждан (ветеран труда, нетрудоспособный, малоимущие, многодетные и т. д.), необходимо обратиться в органы социальной поддержки для предоставления помощи в виде льгот и субсидий», — рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Вита Завацкая.

Если неплательщик испытывает временные финансовые трудности, необходимо обратиться к поставщику коммунальной услуги за отсрочкой, рассрочкой или реструктуризацей задолженности. Должнику разрешат выплачивать долги частями в течение определенного срока. О каждом из возможных вариантов погашения долгов за ЖКУ рассказываем подробнее.

Существует несколько мер, которые могут применяться к неплательщику коммунальной услуги:

  1. Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги. «Но в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 был введен мораторий на начисление штрафов, неустоек. Начислять пени (штрафы) за период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года незаконно», — напомнила член АЮР. Сейчас мораторий снят, и пени снова начисляются за коммунальные долги.
  2. Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Также документ содержит реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
  3. Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать три вида ресурсов: электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это достаточно сложно.
  4. Обращение в суд за взысканием задолженности. Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
  5. Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, и обычно она распространяется на муниципальное жилье. «Не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение», — отметил юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Дмитрий Кириллов.

Рассрочка

Прежде всего, должнику следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой у него образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности начисления, рекомендует эксперт Общественного совета при Минстрое России, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, человек может попросить организацию дать ему возможность погасить долг в рассрочку.

Читайте также:  Как получить наследство за границей если нет завещания

Для этого нужно с заявлением обратиться в управляющую компанию или напрямую к поставщику ресурса, если заключены прямые договоры.

«Представление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу», — отметила Ирина Генцлер.

После предоставления рассрочки в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа. Рассрочка не освобождает должника от текущих счетов.

Законодательство не регулирует условия предоставления рассрочки.

В начале марта губернатор Подмосковья Андрей Воробьев призвал профильные ведомства региона разработать систему рассрочки платежей за коммунальные услуги и не начислять штрафы жителям региона за несвоевременную оплату счетов за электроэнергию.

Решение облегчить ежемесячный платеж жителей он объяснил холодной зимой, из-за которой в домах выросло энергопотребление и увеличились платежи. В ближайшее время власти введут рассрочку коммунальных платежей для ряда городских округов, в частности для Подольска, Мытищ и Лобни.

Коммунальные каникулы

Если денег на оплату коммунального долга нет совсем, то необходимо договариваться с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул — погашение долга (в один прием или частями) через какой-то период времени. При этом отсрочка, как и рассрочка, не снимает обязанностей с человека платить за ЖКХ по текущим счетам.

«Можно попробовать обратиться в организацию, исполняющую коммунальные услуги, с просьбой о предоставлении отсрочки не только по погашению долга, но и по внесению текущих платежей (например, до того месяца, с которого начнется предоставление субсидии). Но решение о таких каникулах зависит исключительно от доброй воли этой организации», — отметила Ирина Генцлер.

Законодательство не регулирует условия, на которых можно достигнуть такой договоренности, это договоренность двух сторон, подтвердила председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

«Есть прецеденты, когда люди, у которых нет денег, договариваются отработать свой долг за счет труда — работают дворниками или уборщиками. Но иногда условия, которые выставляют управляющие компании или ресурсники, очень жесткие — дешевле взять кредит и заплатить», — добавила она.

Поэтому, если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, необходимо также как можно быстрее обратиться за субсидией.

Рекомендация

Достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения о погашении задолженности, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Соглашение подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации — исполнителя коммунальных услуг.

Субсидии и льготы

Еще один вариант решения проблемы коммунальных долгов — это субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она выплачивается, если расходы на оплату ЖКУ превышают определенный порог совокупного дохода семьи. В каждом регионе этот показатель разный. В большинстве субъектов — 22% от совокупного дохода семьи. Но может быть и меньше (например, в Москве — 10%).

«Для получения самой субсидии нужно либо не иметь долгов вовсе, либо иметь договоренность с поставщиками жилищных и коммунальных услуг об их постепенном погашении. После получения субсидии также важно не допускать просрочку платежа более чем за два месяца — иначе субсидию перестанут выплачивать», — уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

Получателям субсидий необходимо каждые полгода подтверждать уровень доходов. Чтобы воспользоваться субсидией, нужно обратиться в уполномоченный орган по месту постоянного жительства или МФЦ. Москвичи могут сделать это на официальном сайте мэра Москвы mos.ru.

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т. д. Размер субсидий зависит от конкретного региона и льготной категории.

Списание долгов

Законодательство позволяет списывать коммунальные долги. Но это касается случая, когда пропущен срок исковой давности — три года.

«Если задолженность за коммунальные услуги более трех лет, то в судебном порядке можно заявить о пропущенном сроке исковой давности и суд откажет во взыскании задолженности.

То есть суд взыщет долги только за последние три года», — пояснила Вита Завацкая из АЮР.

Также возможно списание задолженности, если должник признан банкротом. Это означает что по решению суда он освобожден от уплаты долгов, а у поставщика коммунальной услуги имеется основание списания задолженности в соответствии с принятым судебным решением. «Но следует учитывать, что абонент не освобождается от уплаты текущих начислений за услуги ЖКХ», — добавила эксперт.

Физлицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, уточнил Дмитрий Кириллов. Сейчас существует два варианта банкротства физического лица: внесудебное (если общий размер задолженности от 50 до 500 тыс. руб) и судебное (если требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб.).

«Банкротство физического лица — это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. Кроме того, отсутствует однозначная гарантия, что физическое лицо будет освобождено от задолженности, поскольку существуют установленные законом ограничения для освобождения лица от задолженности», — предупредил юрист.

Списание задолженности возможно в связи со смертью должника. Однако, когда жилье передается по наследству, вместе с ним наследник получает и обязанность выплачивать долги. Также списание долгов по ЖКХ допускается на основании вынесенного судебным приставом постановления о невозможности взыскания задолженности.

Как ТСЖ правильно работать с должниками

Сфера деятельности ТСЖ, а в целом управления МКД, имеет ряд особенностей, которые следует учитывать в работе. Наличие должников — один из примеров. От организации работы с должниками зависит возможность товарищества в полной мере исполнять смету доходов и расходов, а также годовой план работы. Юрист по вопросам ЖКХ Дмитрий Бурняшев даст рекомендации — как ТСЖ работать с должниками.

Работа с должниками —  требование законодательства

Ведение работы с должниками является обязательным требованием к деятельности ТСЖ (пп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416).

Существует мнение среди председателей товариществ, что указанные Правила 416 не действуют на ТСЖ, а поэтому и исполнять все требования Правил 416 ТСЖ не должны. Такое мнение не соответствует законодательству, поскольку Правила 416 устанавливают стандарты и порядок деятельности по управлению МКД, в том числе для ТСЖ, ЖСК ( пп. б п. 1 Правил 416).

Принципы работы с должниками

По своему опыту работы с должниками и опыту ТСЖ,были сформированы принципы работы с неплательщиками, которые помогут удерживать высокую собираемость.

Своевременность. Чем раньше начнете напоминать о наличии задолженности, тем больше вероятность получения задолженности. С каждым месяцем долг увеличивается и чем больше сумма, тем сложнее должнику оплатить долг одним платежом.

Обещания должны исполняться. Если должник пообещал оплатить очередной платеж и не сделал этого, а ТСЖ ранее обещало подать заявление в суд, то организации следует исполнить обещание.

К сожалению, проблема многих ТСЖ —  председатели самостоятельно работают с должниками и очень часто свои обещания в ответ на неплатежи не исполняют (будь это отключение электроэнергии или подача в суд).

В итоге должники просто не воспринимают подобные “угрозы” со стороны ТСЖ.

Обещания должника должны  юридически оформляться. Устная договоренность возможна, если задолженность составляет 3-4 месяца, и вы уже имели опыт работы с данным человеком, который исполнял свои обещания. Если долг свыше 5 месяцев, необходимо письменно оформить соглашение о погашении задолженности.

При этом, ТСЖ вправе предусмотреть оплату за предоставление рассрочки (так например, согласно абз 4 п.

72 Правил 354 в соглашении можно предусмотреть взимание процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки).

Наличие судебного акта не значит фактическое получение задолженности на счет ТСЖ. К сожалению, система исполнения судебных актов не идеальна, поэтому получить деньги, имея судебный акт, не всегда возможно.

Досудебная работа

Претензионный или досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, если такой порядок предусмотрен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ).

Действующим законодательством не предусмотрено в обязательном порядке перед обращением в суд направлять должникам претензии. Такое правило действует в отношении должников — физических лиц.

По иному ситуация стоит в случае с управляющей организацией, поскольку в отношении должников-юридических лиц требуется соблюсти претензионный порядок и по спорам о взыскании денег, возникших из договоров, предусмотрен досудебный порядок (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Как известно, в основании деятельности УК лежит договор управления, поэтому без претензий в адрес должников не обойтись.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Учитывая принципы работы с должниками — досудебную работу надо проводить в обязательном порядке для повышения возможности и скорости получения задолженности.

На этапе досудебной работы можно выделить следующие способы.

Обзвон должников. Если вы имели дело с коллекторами, то знаете, как частые звонки могут подтолкнуть к оплате задолженности. Но в случае с ТСЖ, обзвон производится с целью напомнить, что имеется задолженность и ежемесячно она растёт.

При разговоре стоит избегать фразы “если вы не оплатите, мы подадим в суд” или “мы уже готовим документы в суде”.

При упоминании суда у должников сразу возникает защитная реакция, а суд рассматривается как угроза, и в большинстве случаев, разговор заканчивается на том, что должник говорит: “ну раз так, то идите в суд”.

Чтобы фиксировать звонки и результаты переговоров заведите таблицу.

Дата звонка адрес должника ФИО и тел. Сумма долга Договоренность с должником Итоги
26.01.2020 г.Ставрополь, ул. Пирогова, 180, кв.999 Иванов И.И9620064899 25 000 оплатит частями:

Долг за жилищно-коммунальные услуги может образоваться даже у исправного плательщика

Это может случиться из-за неверных расчетов управляющих домами организаций. Потому нужно знать о новом законе, который запрещает передавать долги жильцов коллекторам; о том, почему человек может узнать о задолженности только после списания денег с его счета, и что делать, чтобы 50% от зарплаты не пошли на уплату платежей, начисленных по ошибке

26 июля Владимир Путин подписал закон, который запрещает передавать коллекторам долги граждан за жилое помещение и коммунальные услуги1. Закон призван оградить должников по жилищно-коммунальным платежам от отношений с коллекторами, которые нередко применяли незаконные и грубые средства взыскания задолженности.

Читайте также:  Налог на дарение: платится ли налог с дарственной на квартиру

Слово «коллектор» не упоминается в законе, его заменяет многословное понятие – «лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности». Упрощенно таких лиц можно назвать скупщиками долгов. Обычно это организации.

Наиболее масштабные скупки они производят у банков и микрофинансовых организаций – этим кредиторам всегда кто-то должен, и, как правило, должников достаточно. Много должников может оказаться и у организаций, управляющих многоквартирными домами: управляющей компании, ТСЖ и ЖСК.

В отличие от перечисленных первоначальных кредиторов, для «скупщиков» основным и подчас единственным видом деятельности является взыскание долгов.

Банки и управляющие домами организации, пытаясь воздействовать на должников, обычно ограничиваются грозными письмами, реже – звонками и сообщениями.

Если же эти попытки не возымели успеха, они обращаются в суд, а после получения судебного постановления поручают взыскание долга Службе судебных приставов.

Коллекторы ведут себя более напористо. В их арсенале настойчивые звонки, личные встречи и иные способы побуждения к уплате долга, зачастую граничащие с криминальными.

В 2016 г. был принят закон2, который ограничил способы воздействия на должников, упорядочил и поставил под усиленный государственный контроль деятельность коллекторов.

Однако и после этого общение должников со «скупщиками» было менее спокойным, чем с первоначальным кредитором.

Потому было предложено сократить перечень должников, которые рискуют стать оппонентами коллекторов, исключив из него граждан, не расплатившихся за жилищно-коммунальные услуги.

Подробнее о том, как закон защищает должников, какие права он дает коллекторам и как их ограничивает, что делать, если вы столкнулись с давлением взыскателей долгов, читайте в публикации «Берете кредит – помните о коллекторах».

Расчеты управляющих многоквартирными домами организаций и поставщиков коммунальных ресурсов не всегда точны. Поэтому не исключено, что исправный плательщик может ошибочно оказаться в списке должников.

Если гражданин быстро обнаружил неточность – проблем обычно не возникает. Достаточно провести сверку с начисляющей платежи организацией. Сложности появляются, когда возникает спор о размере платы. В этом случае разрешать его придется путем обращения в жилищную инспекцию или в суде.

Но иногда человек, не знавший о наличии задолженности или не согласный с ее размером, вдруг узнает, что долг с него будут взыскивать в принудительном порядке. В такой ситуации можно попробовать добиться отмены судебного акта, на основании которого осуществляется взыскание.

Чтобы определить последовательность действий, нужно прежде всего уяснить, что в российском гражданском процессе есть несколько видов производств. Всем хоть что-то известно об основном – исковом производстве.

При нем суд выносит решение после заслушивания сторон и исследования представленных ими доказательств.

Если суд пришел к выводу, что задолженность есть, а аргументы ответчика неубедительны, его решение можно обжаловать в вышестоящий суд.

В исковом производстве решение может быть вынесено без участия ответчика – например, если он не пришел на почту за поступившим на его имя заказным письмом из суда, не явился в судебное заседание.

Когда выносится заочное решение, ответчик вправе просить о его отмене этот же суд – такие заявления, если они поданы не слишком поздно и хоть как-то обоснованы, обычно удовлетворяются.

Если же суд сочтет необходимым при неявке ответчика вынести обычное, а не заочное решение, обжаловать его придется в вышестоящую судебную инстанцию.

Однако долги за жилищно-коммунальные услуги взыскиваются в приказном судебном производстве. Оно существенно отличается от традиционного.

Должнику не сообщают о поданном в суд заявлении, его не вызывают в судебное заседание.

Судья изучает только документы, представленные взыскателем – управляющей компанией, и выносит судебный акт о взыскании – судебный приказ. После этого приказ высылается должнику.

Кажущаяся несправедливость такого положения компенсируется правом должника без всяких обоснований возразить против исполнения приказа в десятидневный срок с момента его получения. Это влечет безальтернативную отмену судебного акта.

Проблемы возникают в основном тогда, когда должник, не получивший своевременно письмо с судебным приказом, узнает о его вынесении от пристава-исполнителя или уже после снятия денег со счета. В такой ситуации следует подать в суд, вынесший приказ, заявление о его отмене.

К нему необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления об отмене судебного приказа. В ходатайстве надо обосновать, почему это заявление не подано вовремя (например, человек находился в отъезде и не получил письмо из суда, болел и т.п.).

Если суд сочтет причину пропуска срока уважительной, он отменит приказ, и исполнительное производство прекратится.

Кредитор передает судебный приказ о взыскании задолженности или исполнительный лист (такой документ выдается на основании решения суда о взыскании) в Службу судебных приставов. Ее задача состоит в исполнении предписанного судом.

Алгоритм действия судебных приставов-исполнителей достаточно прост: они запрашивают сведения об открытых в банках счетах должника, о доходах, с которых уплачиваются налоги и взносы, об имуществе (недвижимости, транспортных средствах).

Если будет найден банковский счет, деньги спишут с него. Если обнаружат источник дохода – пристав может поручить организации или физлицу, которые выплачивают должнику деньги, удерживать с поступающих сумм до 50%. Найденное имущество должника может быть продано с торгов.

Впрочем, это не касается малоценного имущества стоимостью меньше нескольких десятков тысяч рублей. Его реализация неэффективна. Не может быть продано и слишком ценное имущество, стоимость которого несоразмерна с суммой долга.

Например, из-за долга в 50 тысяч рублей вряд ли будут продавать дом. Однако арестовать это имущество все же могут.

При любой сумме долга нельзя отобрать у должника единственное жилое помещение. Исключение составляют случаи, когда жилье заложено в обеспечение уплаты этого долга. Но применительно к долгам за жилищно-коммунальные услуги такой казус почти немыслим.

Кроме того, пристав может запретить должнику выезд за границу (подробнее об этом читайте в публикации «Из-за долга более 10 тыс. руб. не выпустят из России»).

Если пристав не найдет у должника деньги или имущество, он окончит исполнительное производство. Но долг от этого не исчезнет – кредитор сохранит право на возбуждение исполнительного производства. И так до бесконечности, пока у должника не появятся деньги или кредитор не прекратит попытки их получить.

Есть несколько способов прекратить или на время приостановить принудительное взыскание: отсрочка или рассрочка уплаты и банкротство. Но нужно понимать, что первый способ окажется более простым, в то время как процедура банкротства дорога, длительна и сложна, поэтому использовать ее для избавления от небольших долгов нецелесообразно.

Суд может отсрочить или рассрочить исполнение решения по заявлению должника (ст. 203 ГПК РФ). Однако суды пользуются этим полномочием экономно, и вероятность удовлетворения подобной просьбы крайне мала. Управляющие домами организации зачастую оказываются более милосердны и соглашаются на выплату суммы задолженности посильными частями на протяжении разумного срока.

1 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

Вс объяснил, как сгорают долги за коммунальные услуги

Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается. 

При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу. 

Суть дела

В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.

Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница. 

Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.

Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.

  • Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
  • Позиция ВС 
  • Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ. 
  • Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).

«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС. 

При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция. 

Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).

  1. «Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.
  2. Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он. 
  3. ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.
  4. Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.
  5. Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
  6. «В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС. 
  7. Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
  8. Алиса Фокс
Читайте также:  Договор дарения жилого дома и земельного участка

Неплатежи в ЖКХ: практика и возможные решения

Для укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов необходимо планомерное развитие законодательства. Правоприменительная практика уже сформировала ряд прецедентов, которые могут позволить сократить долги, но для основательного разрешения вопроса этого может оказаться недостаточно.

Доступные инструменты решения

Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве — довольно комплексная проблема. Она затрагивает интересы не только ресурсоснабжающих организаций. От этого страдают интересы и потребителей энергоресурсов.

Рост задолженности пропорционально увеличивает штрафные санкции и может понизить качество сопутствующих услуг. Организации, управляющие многоквартирным домом, вынуждены искать альтернативные источники для покрытия долгов за энергоресурсы.

Как правило, для этого используются средства на содержание дома, что ухудшает его состояние.

Укрепить платежную дисциплину потребителей энергоресурсов должен был Федеральный закон № 307-ФЗ, принятый в 2015 году[1] (далее — Закон № 307-ФЗ).

Он внес изменения в энергетическое и жилищное законодательство, а также законодательство об административных правонарушениях.

Закон № 307-ФЗ предусмотрел три механизма: обеспечение платежных обязательств, более жесткую административную ответственность и повышенную неустойку.

В июле 2017 года был также принят Федеральный закон № 273-ФЗ[2], который распространил применение повышенной неустойки на перепродавцов некоторых энергоресурсов.

Параллельно судебная практика сформировала ряд правовых подходов, которые ресурсоснабжающие организации могут использовать как дополнительные инструменты сокращения задолженности по платежам за энергоресурсы. В качестве примера можно привести следующие позиции судов.

Если между ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг) и фактическим владельцем нежилого помещения отсутствует договор, то услуги обязан оплачивать собственник помещения.

Это обусловлено тем, что ресурсоснабжающая организация (исполнитель коммунальных услуг) в такой ситуации не может контролировать фактическое использование помещения.

Верховный суд Российской Федерации сформировал эту позицию в феврале 2017 года[3].

Определить надлежащего должника позволит также позиция судов о том, кто именно обязан оплачивать энергоресурсы, если основания для использования энергопринимающих устройств оспорены или вовсе отсутствуют.

Так, ещё в 2015 году Верховный суд указал, что «факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя», а юридические основания пользования энергопринимающими устройствами в этом случае не имеют значения[4]. Сходные правовые позиции Верховный суд использовал и в последующем[5].

Впрочем, несмотря на корректировку законодательства и развитие судебной практики, долги за коммунальные услуги продолжают расти усиленными темпами. Подтверждением служит официальная статистика[6] и практика применения законодательства. Для того чтобы определиться с дальнейшими векторами движения и изменить ситуацию в лучшую сторону, следует разобраться в причинах такой тенденции.

Факторы роста задолженности

Механизмы улучшения платежной дисциплины, которые предусмотрел Закон № 307-ФЗ, носят точечный характер и способны лишь отчасти решить проблему роста неплатежей в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предоставлять обеспечение обязательств по оплате энергоресурсов должны далеко не все потребители.

В Законе № 307-ФЗ прямо указано, что такая необходимость отсутствует у собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных для удовлетворения потребностей граждан в жилье. Такая ситуация затрудняет использование обеспечительных механизмов, для того чтобы противостоять росту задолженности.

Корректировка административной ответственности, предусмотренная Законом № 307-ФЗ, также носит эпизодический характер и затрагивает платежную дисциплину лишь опосредованно.

  Нововведения увеличили сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В остальном они по большей части коснулись тех правонарушений, которые связаны с незаконным потреблением энергоресурсов (статьи 7.19 и 9.

22 КоАП РФ), а также с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов (статья 14.61 КоАП РФ).

Введенный Законом № 307-ФЗ размер неустойки за нарушение сроков оплаты энергоресурсов довольно велик и сопоставим с процентами по потребительским кредитам.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, по результату рассмотрения которого был принят Закон № 307-ФЗ, повышенный размер санкции должен был исключить товарное кредитование потребителей энергоресурсов за счёт ресурсоснабжающих организаций.

При разработке законопроекта внимание акцентировалось также на том, что сумма неустойки, начисленная по договорам, зачастую снижается судами.

По соглашению сторон уменьшить размер такой неустойки нельзя, так как она является не договорной, а законной — установленной нормативным актом в фиксированном размере[7]. Но в случае возникновения спора снизить размер санкции в судебном порядке возможно[8]. Причем инициировать снижение может и сам суд, который будет рассматривать дело[9].

Управляющие компании, например, ссылаются на свое тяжелое финансовое положение, а также на то, что они приобретают энергоресурсы для населения, которое нарушает платежную дисциплину. Иногда такого довода достаточно, чтобы суд снизил размер санкции[10], но не всегда. Просрочка со стороны населения может оказаться не совсем весомым аргументом для снижения законной неустойки.

В этом случае суды указывают на то, что лицо, управляющее многоквартирным домом, как исполнитель коммунальных услуг вправе взыскивать задолженность за коммунальные услуги с собственников помещений в судебном порядке, а также начислять неустойку за нарушение сроков оплаты коммунальных услуг в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ[11].

Такая ситуация свидетельствует о противоречивости судебной практики.

Единообразная позиция судов отсутствует и по другим вопросам, например касательно компенсации убытков, вызванных ростом задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, за счет членов органов управления и бенефициарных владельцев управляющих организаций многоквартирных домов. Накоплению долга за энергоресурсы способствует также чрезмерная длительность рассмотрения дел судами.

Между тем отдельные факторы, приводящие к росту долгов перед ресурсоснабжающими организациями, всё ещё остаются недостаточно урегулированными.

Среди таких факторов можно отметить недостаточную информационную открытость компаний, управляющих многоквартирными домами. Ресурсоснабжающие организации, как правило, не могут полноценно проверить достоверность базы для расчетов платежей. Причина этому — отсутствие непосредственного доступа к данным, подтверждающим эти показатели.

Получить гарантию добросовестности организаций, управляющих многоквартирным домом, также затруднительно. Законодательство не обязывает их применять обеспечительные механизмы и содержит весьма ограниченный перечень мер, позволяющих привлечь к ответственности бенефициарных владельцев этих компаний.

  • Проблемным вопросом является также то, что ресурсоснабжающие организации лишены возможности оперативно исключить недобросовестные и неэффективные организации, управляющие многоквартирными домами, из процесса поставки энергоресурсов.
  • Все эти факторы — точечный характер регулирования, бессистемность практики, а также ограничение контроля над платежной дисциплиной — способствуют планомерному наращиванию объема задолженности за энергоресурсы.
  • Возможные направления развития
  • Лишь комплексные меры по совершенствованию законодательного регулирования и правоприменения способны устранить причины роста долгов перед ресурсоснабжающими организациями.

Прозрачность лиц, управляющих многоквартирными домами, может повыситься, если ресурсоснабжающие организации получат непосредственный доступ к первичным данным, которые используются для начисления платежей.

В первую очередь это касается персональной информации о непосредственных потребителях энергоресурсов.

Установление административной и договорной ответственности за введение в заблуждение ресурсоснабжающих организаций относительно базы для расчетов также будет способствовать транспарентности в платежах.

Помимо этого, снизить рост задолженности сможет возложение на лиц, управляющих многоквартирными домами, обязанности гарантировать надлежащую оплату за энергоресурсы.  

Кроме того, недобросовестность в расчетах с ресурсоснабжающими организациями должна стать препятствием для дальнейшего управления многоквартирными домами. Для этого, к примеру, на законодательном уровне возможно установить, что соблюдение платежной дисциплины является одним из лицензионных требований, соблюдение которого необходимо для получения права на ведение этого вида деятельности.

Укреплению платежной дисциплины также будет способствовать установление дисквалификации в качестве безальтернативного вида наказания за отдельные правонарушения в жилищно-коммунальной сфере: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (ст. 7.23.3 КоАП РФ) и осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Исключить неэффективную организацию, управляющую многоквартирным домом, из процесса поставки энергоресурсов возможно путем упрощения процедуры перехода на систему прямых договоров между непосредственными потребителями коммунальных ресурсов и ресурсоснабжающими организациями.

Законопроект, содержащий подобные положения[12], был внесен для рассмотрения в Государственную Думу РФ в конце июня 2017 года. Он предусматривает введение модели, в которой договоры ресурсоснабжения будут заключаться ресурсоснабжающими организациями непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Основанием для использования такой модели, согласно законопроекту, могут выступить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо отказ ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, управляющим многоквартирным домом.

Как планируется, такой отказ от договора будет допустим при наличии признанной или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате энергоресурсов в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате.

Такие меры регулирования не должны привести к дополнительному обременению потребителей энергоресурсов и добросовестных участников рынка. Рассмотренные механизмы призваны стимулировать лиц, управляющих многоквартирными домами, к надлежащему исполнению обязанностей и постоянному повышению эффективности своей деятельности.

Библиография

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 29.07.2017) // СПС «Консультант Плюс».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *